Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32
Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 1-12
В только что прозвучавшем отрывке премудрый царь Соломон, как всегда, поднимает несколько важных тем. Начинает он с рассуждений о силе слова. Те слова, которые произносит человек, являются маркерами его внутреннего состояния. В том, что мы говорим, отображается наша душа. Речь человека мудрого, по замечанию Соломона, наполнена приветливостью, терпимостью и предусмотрительностью. И, напротив, во всём, сказанном человеком порочным, как бы он ни пытался скрыть свои намерения, всегда будет сквозить грубость и неприязнь по отношению к окружающим. Даже если его слова будут по форме благообразными, в них неизбежно отобразиться его духовное состояние, которое будет угнетать тех, кто находится рядом. Поэтому надо быть внимательными не только к тому, что мы говорим, но в первую очередь к тому, как мы это делаем, с каким внутренним расположением.
Далее царь Соломон предостерегает своих слушателей от обмана. Он обращается к весьма распространенному во все времена явлению — нечестности при проведении торговых и денежных операций. Обвешивать покупателя — мерзость пред Господом, говорит он. Очень примечательно, что Соломон обращается к такой теме. Для него, как и для всего священного закона, нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана с духовной ответственностью. Поэтому даже такая, казалось бы, будничная область, как рыночные отношения, должна подчиняться духовно-нравственному императиву.
Логичным продолжением этой темы являются рассуждения Соломона о лицемерии — пороке, которому в той или иной степени подвержен любой человек. Мы нередко лицемерим перед людьми: осуждаем человека за грех, которому в той или иной степени подвержены сами. Лицемерим перед самими собой: убеждаем себя, что ведём религиозную жизнь, а на сердце у нас пусто. Лицемерим перед Богом: имитируем духовные чувства, которых на самом деле у нас нет. Лицемерие заставляет нас оправдывать себя и подбирать обтекаемые слова для собственных недостатков. Гордость с нашей лёгкой руки превращается в чувство собственного достоинства, лукавство в гибкость, тяжёлый, вздорный характер называется принципиальностью, а наглость и хамство — смелостью.
В конце своей речи Соломон призывает всех своих слушателей к молчанию. Речь идёт не столько о том, чтобы следить за своими словами, сколько о том, чтобы быть внимательными к своему внутреннему миру. Необходимо научиться молчать не только языком, но и той частью своей души, где рождаются низменные, скверные помыслы и чувства. Это лучшее лекарство как от самооправдания, так и от осуждения ближнего. Именно от подобного молчания рождается искренность в отношениях с человеком, собственной совестью и Богом, а душа обретает мир и покой.