Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21
После вопроса: «сколько заветов вы знаете?» — обычно следует ответ: «Два. Ветхий и Новый». Действительно, Библия делится на два глобальных раздела — до Рождества Христова и после него. Однако при внимательном чтении Священного Писания понимаешь, что заветов между Богом и людьми было заключено не два, а больше. Всего можно насчитать шесть заветов.
Первый из них был заключён в Райском саду практически сразу после творения Адама и Евы. Господь передал первым людям всё созданное Им мироздание и призвал их наполнять землю своими потомками. В ответ Бог попросил Адама и Еву о немногом — всего лишь не вкушать плодов дерева познания добра и зла. Что произошло потом, известно всем. В результате потребовался новый завет. Он был заключён с Ноем после потопа. История мира была перезапущена. Господь вновь призвал людей плодиться и размножаться. В ответ же попросил их не убивать друг друга.
Следующий завет Бог заключил уже не со всеми людьми, а с Авраамом и через него с его потомками. Господь призвал праотца «ходить перед Богом» и верить. Если Авраам свято чтил завет, то его потомки, народ еврейский, неоднократно договор с Богом нарушали. Поэтому Господу пришлось ещё дважды обновлять Свой завет с избранным народом. Первый раз это произошло во времена пророка Моисея, когда на горе Синайской Бог даровал иудеям десять заповедей. Второй раз обновление завета Авраамова произошло при царе Давиде. Господь избрал местом Своего земного присутствия город Иерусалим, в котором нужно было построить храм истинного Бога. Давиду этого сделать не было дозволено, так как в течение жизни он много раз убивал. Но, тем не менее, именно через Давида евреям было дано напоминание о необходимости соблюдения десяти заповедей.
Следующий по времени завет, Новый, был заключён через Христа и действует поныне. Заветы, заключённые между Богом и человечеством, представляют собой не просто какие-то устные договорённости. Заветы имеют, в том числе, и физическое влияние на окружающий нас мир. В данном случае нас интересует завет Бога с Ноем — об этом духовном договоре мы слышали в прозвучавшем отрывке из книги Бытия.
Имя «Ной» — по-еврейски Ноах происходит от глагола «нуах», что значит «покоиться», «успокаивать». Среди бушующих волн потопа в этом человеке мир обретает покой и обновление. Как во время сонного покоя от Адама творится Ева. Так и в Ное наша планета обретает новую жизнь. Адам был сотворён Богом для земледелия, но в результате грехопадения земля оказалась проклята и произрастила терния. Ной после выхода из ковчега начинает возделывать обновлённую в водах потопа почву. Это примечательный факт. Новый начинатель рода человеческого не охотится на животных, но выбирает более мирный образ деятельности. Плодом благочестивого труда становится виноград — одно из самых благородных растений.
Выйдя из ковчега, Ной приносит Богу жертву. Данный поступок только на первый взгляд выглядит жестоким. В данном случае мы имеем дело со свойственной древним людям формой благодарности. Ной отдаёт Богу то, что мог бы использовать в пищу сам. Кто повелел Ною совершить это жертвоприношение? Никто. Инициатива исходила от него самого. Господь заключает с Ноем завет, через который вновь благословляется человечество и вся земля с её флорой и фауной. Знаком этого завета становится радуга — символ не вседозволенности, а освящения и защищённости для тех, кто живёт по заповедям Божиим.