Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21

04 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

05 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

06 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

07 и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

08 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,

09 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

13 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15 И сказал [Господь] Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;

19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

После вопроса: «сколько заветов вы знаете?» — обычно следует ответ: «Два. Ветхий и Новый». Действительно, Библия делится на два глобальных раздела — до Рождества Христова и после него. Однако при внимательном чтении Священного Писания понимаешь, что заветов между Богом и людьми было заключено не два, а больше. Всего можно насчитать шесть заветов.

Первый из них был заключён в Райском саду практически сразу после творения Адама и Евы. Господь передал первым людям всё созданное Им мироздание и призвал их наполнять землю своими потомками. В ответ Бог попросил Адама и Еву о немногом — всего лишь не вкушать плодов дерева познания добра и зла. Что произошло потом, известно всем. В результате потребовался новый завет. Он был заключён с Ноем после потопа. История мира была перезапущена. Господь вновь призвал людей плодиться и размножаться. В ответ же попросил их не убивать друг друга.

Следующий завет Бог заключил уже не со всеми людьми, а с Авраамом и через него с его потомками. Господь призвал праотца «ходить перед Богом» и верить. Если Авраам свято чтил завет, то его потомки, народ еврейский, неоднократно договор с Богом нарушали. Поэтому Господу пришлось ещё дважды обновлять Свой завет с избранным народом. Первый раз это произошло во времена пророка Моисея, когда на горе Синайской Бог даровал иудеям десять заповедей. Второй раз обновление завета Авраамова произошло при царе Давиде. Господь избрал местом Своего земного присутствия город Иерусалим, в котором нужно было построить храм истинного Бога. Давиду этого сделать не было дозволено, так как в течение жизни он много раз убивал. Но, тем не менее, именно через Давида евреям было дано напоминание о необходимости соблюдения десяти заповедей.

Следующий по времени завет, Новый, был заключён через Христа и действует поныне. Заветы, заключённые между Богом и человечеством, представляют собой не просто какие-то устные договорённости. Заветы имеют, в том числе, и физическое влияние на окружающий нас мир. В данном случае нас интересует завет Бога с Ноем — об этом духовном договоре мы слышали в прозвучавшем отрывке из книги Бытия.

Имя «Ной» — по-еврейски Ноах происходит от глагола «нуах», что значит «покоиться», «успокаивать». Среди бушующих волн потопа в этом человеке мир обретает покой и обновление. Как во время сонного покоя от Адама творится Ева. Так и в Ное наша планета обретает новую жизнь. Адам был сотворён Богом для земледелия, но в результате грехопадения земля оказалась проклята и произрастила терния. Ной после выхода из ковчега начинает возделывать обновлённую в водах потопа почву. Это примечательный факт. Новый начинатель рода человеческого не охотится на животных, но выбирает более мирный образ деятельности. Плодом благочестивого труда становится виноград — одно из самых благородных растений.

Выйдя из ковчега, Ной приносит Богу жертву. Данный поступок только на первый взгляд выглядит жестоким. В данном случае мы имеем дело со свойственной древним людям формой благодарности. Ной отдаёт Богу то, что мог бы использовать в пищу сам. Кто повелел Ною совершить это жертвоприношение? Никто. Инициатива исходила от него самого. Господь заключает с Ноем завет, через который вновь благословляется человечество и вся земля с её флорой и фауной. Знаком этого завета становится радуга — символ не вседозволенности, а освящения и защищённости для тех, кто живёт по заповедям Божиим.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!