Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22
Несмотря на то, что только что прозвучавший отрывок состоит из множества лаконичных высказываний, в нём можно выделить две темы, которые являются лейтмотивом рассуждения премудрого Соломона.
Первая тема — тема воспитания. Соломон говорит о том, что ребёнка необходимо с детства приучать выбирать доброе и отвергать злое. Лишь в этом случае из него в будущем может выйти толк. Потакание детским капризам и прихотям, вседозволенность в поведении чреваты горькими последствиями. Излишне толерантные родители рискуют тем, что их отпрыск пойдёт дорогой глупого. В связи с этим особое внимание Соломон уделяет теме трудолюбия и лени. Любовь к труду — качество разумного и мудрого. Напротив, лень — явный признак того, что человек рискует свернуть на кривую дорожку. Тот, кто с детства научился организовывать своё время и не тратить его впустую, в дальнейшем будет благословен Богом. Уже здесь, на земле, он получит от Него воздаяние за своё усердие. И в первую очередь через людей, которые будут его окружать и на пользу которых он будет применять свои таланты. А потому трудолюбие для Соломона — синоним благочестия. Напротив, ленивый стоит для него в одном ряду с понятием «грешный». И это не случайно. В греческом языке слово «грешить» тесным образом связано со словом «промахнуться». Так же и жизнь ленивого — она всегда напрасна, она прошла впустую, мимо цели. А потому если трудолюбивого будут помнить долго, то память о ленивом, по словам премудрого царя, «омерзеет» уже в этой жизни. Обо всём этом необходимо помнить родителям. Ведь природа человека такова, что мы в силу своей падшести всегда ищем лёгкий путь. И если не понуждать маленького человека заставлять себя систематически выполнять рутинную, но необходимую и полезную работу, вряд ли можно ожидать, что он принесёт пользу в дальнейшем окружающим и самому себе.
И вторая важная тема, к которой обращается Соломон, — это тема исполнения заповедей. Проблема в том, что в духовной жизни мы чрезмерно обращаем внимание на внешнее, однако при этом нередко забываем о жизни собственной души. Приучаем себя к исполнению ритуальных предписаний, однако пренебрегаем внутренним деланием. А потому не только наносим вред самим себе, но и не можем свидетельствовать о Боге тем, кто нас окружает. Близкие чувствуют, что наша вера безжизненна и формальна. Она не вдохновляет, не утешает и не дарит надежду не только им, но и душит нас самих. Ведь в ней нет опыта живого присутствия Бога. Но лишь попытки допрыгнуть до неба своими силами. По сути царь Соломон говорит этим, что подлинное исполнение закона Божия начинается тогда, когда человек начинает исполняет заповедь о любви к ближним, а не просто всем своим видом и поведением заявляет им о своей принадлежности к той или иной религиозной группе.
Эти рассуждения премудрого царя актуальны на все времена. А потому и нам, тем, кто сознательно выбрал следовать путём Божественной мудрости, стоит прислушаться к ним и постараться применить к своей жизни.