Книга пророка Исайи, Глава 11, стихи 10-16
Книга пророка Исайи, Глава 12, стихи 1-2
Все мы помним, что в семнадцатом веке в Русской Церкви и, как следствие, в русском народе произошёл раскол: часть людей остались с официальной Церковью, а другая часть не смогла принять проводимую реформу и предпочла вопреки воле царя и патриарха сохранить старый обряд. Прошло уже почти четыреста лет, но этот раскол до сих пор в полной мере не преодолён, хотя, конечно, есть надежда, что со временем мы сумеем снова стать единой Церковью.
В Древнем Израиле тоже был свой раскол, правда, он имел совсем иной масштаб, иные причины и иную последовательность. После смерти царя Соломона, с которым к концу жизни произошла ощутимая нравственная деградация, его сын Ровоам решил продолжить заданное отцом направление и ещё больше увеличить и без того непосильное налоговое бремя. Итогом стал распад единого государства и раскол единого народа: десять из двенадцати племён отделились, так появилось два независимых царства — Израильское, состоящее из десяти племён, и Иудея с центром в Иерусалиме. За политическим разделением началось и религиозное. Здесь необходимо вспомнить, что в иудаизме может быть только один храм, и он находился в Иерусалиме. Получалось, что имея политическую независимость, Израиль был связан с Иудеей религиозно. Постепенно сформировалась идея о строительстве ещё одного храма, в Израиле. Этот храм был прямым нарушением предписаний Ветхого Завета, но он появился. Ещё через какое-то время в Израиле началась болезненная и ощутимая нравственная деградация, которая, в первую очередь, проявляла себя как уклонение в язычество. Через 200 лет после начала своего существования народ Израиля был уведён в плен Ассирией. Случилось это в 721 году до Рождества Христова. Южное царство — Иудея — тоже оказалось в плену, но ощутимо позже — в 586 году до Рождества Христова. Дальше начинается самое любопытное: оба плена закончились, но на свою родину вернулись только те племена, которые составляли Иудею. Северные десять племён ассимилировались, и их судьба по сей день является одной из исторических загадок.
Пророк Исайя знал только начало этой истории. Во время его жизни усилилась Ассирия и был уведён в плен народ Северного Царства. Само собой, пророк не мог знать о том, что северные колена исчезнут навсегда, он был уверен, что рано или поздно произойдёт возвращение и соединение разрозненных израильских племён. Если смотреть на слова пророка как на слова человека, то он, конечно, ошибался. Но дело в том, что Исайя ничего не говорил от самого себя, всё, что он возвещал, было не его собственным голосом, это было голосом Бога, конечно же, в личной обработке Исайи как человека.
В этом отрывке пророческой речи мы читаем очень странные с исторической точки зрения слова: «И поднимет знамя язычникам, и соберёт изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовёт от четырёх концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены». На первый взгляд кажется, что эти слова относятся ко времени окончания плена, но плен окончился, а рассеянные пленом иудеи так и не собрались в единый народ. Более того, этого не произойдёт никогда, те люди, которые скрываются в этом отрывке под именем «Ефрем», исчезли навсегда, они растворились в иных народах. Всё это подталкивает нас прочитывать слова Исайи так, как их прочитывали святые христианские толкователи — как относящиеся ко Христу и мессианской эпохе. Распростёртый на четыре стороны света Крест Христов привлечёт к себе все народы, под Его сенью рано или поздно будут истреблены все конфликты и войны, и не будет больше ни зависти, ни вражды, ни самой смерти.