Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5
Услышанный нами отрывок из книги Бытия делает нас наблюдателями последних мгновений жизни нашего мира накануне великого потопа. Господь, увидев, что праведный Ной закончил строительство ковчега (огромного корабля), повелевает святому вместе с его семейством покинуть дом и взойти на борт судна. Вокруг ковчега к этому времени уже собрались животные, которым так же, как и Ною, суждено было спастись от губительных вод. Библейский автор указывает на интересное обстоятельство — Бог делит животных на два вида — чистых и нечистых. Данное разделение подтверждает церковное предание о том, что автором книги Бытия является пророк Моисей, которому чудесным образом было дано увидеть события из прошлого нашего мира. Чёткое разделение животных на чистых и нечистых появляется в еврейской культуре как раз во времена пророка Моисея. Соответственно, данное обстоятельство для святого было важным. Ведь оно являлось частью законодательства Божия.
Что означает деление животных на чистых и нечистых? Неужели Господь в отношении одних представителей фауны проявил Себя как внимательный Творец, а в отношении других — в плане качества не доработал? Конечно же, нет. Речь идёт совершенно об ином. Все создания Божии несут на себе отпечаток Творца и хороши весьма. Как и весь окружающий нас мир. Другое дело, что грех прародителей исказил внутренне не только людей, но и животных. В результате грехопадения, например, появились хищники — одни животные стали поедать других. Но что же можем мы сказать в отношении чистоты и нечистоты представителей фауны?
Деление животных на эти две категории — чистые и нечистые — имеет под собой не физиологическое, а скорее религиозно-культурное основание. Довольно строгие правила иудаизма, существующие в отношении пищи, имели целью отделить ветхозаветных евреев от окружавших их народов. Для тех древних времен еда оказалась самым простым, но действенным способом ограничить влияние идолопоклонников на иудеев. Раздельные трапезы не позволяли евреям и язычникам общаться и смешиваться друг с другом.
Возвращаясь к событиям книги Бытия, мы можем констатировать наличие в указании Божием в отношении количества животных (семь пар чистых и две пары нечистых от каждого вида) по сути пророчества о будущих обстоятельствах жизни избранного Им народа. Это проявление заботы Господа о том, чем будут питаться иудеи по прошествии веков. Творец захотел, чтобы в послепотопном мире условно чистые представители фауны сразу получили бы численное преимущество.
Некоторые толкователи говорят, что большее количество чистых животных обуславливалось тем, что Ной и его семейство могли использовать их в пищу. Но вряд ли так. Творец заключил с праведником завет, похожий на завет c Адамом. В результате дикие животные перестали Ноя бояться, видя в нем избранника Божия. Мог ли Ной пользоваться своим положением и умерщвлять доверявших ему зверей? Вряд ли. На то, что во время потопа семейство ветхозаветных праведников питалось растительной пищей указывает и время продолжительности катастрофического наводнения. Оно (после того, как вода достигла своего пика) длилось сорок дней и сорок ночей. Ровно столько, сколько постился Христос в пустыне. Столько, сколько длится Великий пост в современной православной традиции. Потому время потопа для Ноя было периодом не просто терпеливого ожидания, но и духовного подвига поста.