Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

04 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;

05 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

06 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

07 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

08 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

09 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Библия самым непримиримым образом осуждает человеческие пороки. Ведь они служат главным препятствием для нашего общения с Богом. Одним из наиболее опасных пороков библейские авторы считают лень. Уже на первых страницах Писания мы находим указание Бога первым людям — трудиться и возделывать Райский сад. Сам Господь подаёт Адаму и Еве пример трудолюбия. Он ежедневно посещает Эдем, смотрит за тем, как развивается Его творение.

До грехопадения труд был для людей радостью. После изгнания из Рая он приобрёл черты наказания («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой»), но при этом не потерял своего исходного значения. Во времена Ветхого Завета добросовестный труд служил доказательством жизненной мудрости человека. Вот почему царь Соломон пишет: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».

С наступлением Нового Завета леность как порок получает ещё более жёсткую оценку — фактически становится формой оскорбления Бога. Труд же приобретает статус богоугодного дела. Достаточно вспомнить притчу Христа о безумном богаче. Тот, собрав богатый урожай, решил предаться продолжительному безделью. Как известно, в ту же ночь богач скончался, а душа его отправилась в ад. Ровно то же произошло ещё с одним состоятельным ленивцем, праздно веселившемся и не замечавшим страданий Лазаря. В результате праздный богач оказался в аду, а благочестивый нищий за свои страдания был отправлен на лоно Авраама.

В другой притче Христа — истории о десяти девах — мы узнаём, что пять из них были трудолюбивы, а пять ленивы. Последние не удосужились налить в светильники масла, а потому не попали на свадебное торжество — символ Царства Божия. Те же девы, что не поленились и запаслись маслом, смогли достойно встретить Жениха — то есть самого Христа.

Всего перечисленного вполне хватает для того, чтобы понять, что леность — крайне опасный порок, пленяющий физические и духовные силы человека. Лень не позволяет духовно совершенствоваться и стремиться к спасению. Коварная страсть похожа на трясину или зыбучий песок. Медленно, но верно она лишает нас сил, приучает к мнимому бессилию и, в конце концов, доводит до уныния.

Мудрый царь древнего Израиля Соломон прекрасно понимал, каким образом пороки действуют внутри человека, как они себя ведут. Вот почему он всячески предостерегает своих читателей от сладкого зова лености. В этой страсти он видит угрозу для общественной безопасности. Безделье подталкивает человека к пьянству, ссорам, грабежам. Такое поведение не только грозит утратой свободы и тюремному заключению. Оно неминуемо приводит к потере здоровья — и телесного, и духовного. Послушаем мудрых советов царя Соломона и будем подражать не ленивцам, а великому труженику Богу нашему и Его Божественному Сыну Иисусу Христу, который в течение земной жизни никогда не чурался труда.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!