Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24

01 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

02 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

03 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

04 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.

05 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

06 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.

07 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.

08 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

09 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.

10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.

11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.

12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.

13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.

14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.

16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.

17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.

22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.

23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слушая продолжительное перечисление имён потомков Адама — и сколько лет они жили — невольно задумываешься: почему с такой тщательностью перечисляются имена тех людей, от которых давным-давно уже ничего, кроме памяти о них, не осталось?

Заметим, что в родословной Адама есть только три самых важных факта у каждого персонажа: имя, рождение детей, смерть. И — больше ничего. Странно, не правда ли? А как же достижения? А вклад в развитие цивилизации? А культурное наследие? Но для автора книги Бытия всё это было — третьестепенным. Первично — то, что человек жил, имел имя, родил детей и умер. И, как мы видим, каким бы ни было расстояние между «жил» и «умер» — хоть 700 лет, как у древних праотцев, или 120, или 70, или 30 — суть не сильно меняется. Но что же тогда на самом деле важно?

Если задать вопрос нашему современнику, что он хотел бы оставить своим детям — мы услышим много чего интересного. Квартиру, счёт в банке, престижную работу, тщательно подобранную пару — и многое другое. Но мало кто задумывается о том, что самое главное, что мы можем оставить нашим детям — это... мы сами. Точнее, добрую память о нас — ту самую «вечную память», которая, как говорится, «в род и род» — то есть не прекращается, пока потомки живы. Но в каком смысле мы оставляем детям нас память о нас самих? Неужели это фотоальбомы, письма, какие-то личные предметы? Но всё это максимум — два-три поколения, и всё! А те, кто жили раньше? Если кроме имени — ничего вообще не осталось?

Сегодняшняя родословная показывает, что весь человеческий род — как бы далеко ни отстояли ветви генеалогического древа — одна большая семья. Каждый из нас несёт в себе не только наследие наших родителей, бабушек и дедушек — но и вплоть до самого первого человека, Адама. Всё это есть в каждом из нас, и никуда не исчезает. Каждый их поступок — добрый или злой — каждый грех и каждая добродетель — в генетической памяти сидит очень крепко. И чем сильнее мы пытаемся это игнорировать, вытеснять на периферию сознания факт того, что мы — не с «чистого листа» появились в этом мире — тем в большей зависимости оказываемся от предыдущих поколений.

То, что сила рода имеет очень важное значение, знает любая религия. Более того: именно почитание предков нередко рассматривается религиоведами как одна из наиболее универсальных характеристик религии как таковой. В этой памяти рода у каждого из нас есть две стороны: светлая — своего рода «накопленный капитал» близости к Богу наших предков — и тёмная — их ошибки, грехи, преступления. Нет никого, в чьём роду было бы всё гладко, свято и чисто: тёмная сторона всегда тоже найдётся, пусть и в разной степени. Вот и образуется между этими «полюсами» напряжение: мы либо отталкиваемся от «минуса», устремляясь к «плюсу», либо, наоборот, помогаем раскрыться в душе самым худшим задаткам, оставшимся нам в наследство.

И если с такого ракурса посмотреть на то, что мы оставим детям, — становится понятным: моя борьба с грехами, страстями, дурными склонностями, доставшимися от предков, — уже совсем не только моё личное дело спасения! Я могу или строить фундамент добра — на который мои дети смогут крепко опереться — или разбередить в душе болото всякой грязи, из которого им придётся мучительно долго выбираться: ведь всё, что я совершил в своей жизни, они неизбежно понесут дальше, либо с благодарностью и доброй памятью — либо с досадой и скорбью.

Вот о чём, дорогие друзья, хотелось бы в эти дни Великого поста очень серьёзно задуматься: какое наследство — греха или добра — мы оставляем тем, кто будет дальше продолжать человеческий род на этой земле?...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!