Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24
Слушая продолжительное перечисление имён потомков Адама — и сколько лет они жили — невольно задумываешься: почему с такой тщательностью перечисляются имена тех людей, от которых давным-давно уже ничего, кроме памяти о них, не осталось?
Заметим, что в родословной Адама есть только три самых важных факта у каждого персонажа: имя, рождение детей, смерть. И — больше ничего. Странно, не правда ли? А как же достижения? А вклад в развитие цивилизации? А культурное наследие? Но для автора книги Бытия всё это было — третьестепенным. Первично — то, что человек жил, имел имя, родил детей и умер. И, как мы видим, каким бы ни было расстояние между «жил» и «умер» — хоть 700 лет, как у древних праотцев, или 120, или 70, или 30 — суть не сильно меняется. Но что же тогда на самом деле важно?
Если задать вопрос нашему современнику, что он хотел бы оставить своим детям — мы услышим много чего интересного. Квартиру, счёт в банке, престижную работу, тщательно подобранную пару — и многое другое. Но мало кто задумывается о том, что самое главное, что мы можем оставить нашим детям — это... мы сами. Точнее, добрую память о нас — ту самую «вечную память», которая, как говорится, «в род и род» — то есть не прекращается, пока потомки живы. Но в каком смысле мы оставляем детям нас память о нас самих? Неужели это фотоальбомы, письма, какие-то личные предметы? Но всё это максимум — два-три поколения, и всё! А те, кто жили раньше? Если кроме имени — ничего вообще не осталось?
Сегодняшняя родословная показывает, что весь человеческий род — как бы далеко ни отстояли ветви генеалогического древа — одна большая семья. Каждый из нас несёт в себе не только наследие наших родителей, бабушек и дедушек — но и вплоть до самого первого человека, Адама. Всё это есть в каждом из нас, и никуда не исчезает. Каждый их поступок — добрый или злой — каждый грех и каждая добродетель — в генетической памяти сидит очень крепко. И чем сильнее мы пытаемся это игнорировать, вытеснять на периферию сознания факт того, что мы — не с «чистого листа» появились в этом мире — тем в большей зависимости оказываемся от предыдущих поколений.
То, что сила рода имеет очень важное значение, знает любая религия. Более того: именно почитание предков нередко рассматривается религиоведами как одна из наиболее универсальных характеристик религии как таковой. В этой памяти рода у каждого из нас есть две стороны: светлая — своего рода «накопленный капитал» близости к Богу наших предков — и тёмная — их ошибки, грехи, преступления. Нет никого, в чьём роду было бы всё гладко, свято и чисто: тёмная сторона всегда тоже найдётся, пусть и в разной степени. Вот и образуется между этими «полюсами» напряжение: мы либо отталкиваемся от «минуса», устремляясь к «плюсу», либо, наоборот, помогаем раскрыться в душе самым худшим задаткам, оставшимся нам в наследство.
И если с такого ракурса посмотреть на то, что мы оставим детям, — становится понятным: моя борьба с грехами, страстями, дурными склонностями, доставшимися от предков, — уже совсем не только моё личное дело спасения! Я могу или строить фундамент добра — на который мои дети смогут крепко опереться — или разбередить в душе болото всякой грязи, из которого им придётся мучительно долго выбираться: ведь всё, что я совершил в своей жизни, они неизбежно понесут дальше, либо с благодарностью и доброй памятью — либо с досадой и скорбью.
Вот о чём, дорогие друзья, хотелось бы в эти дни Великого поста очень серьёзно задуматься: какое наследство — греха или добра — мы оставляем тем, кто будет дальше продолжать человеческий род на этой земле?...