Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26
Совершив братоубийство, Каин уходит «от лица Господня» в землю Нод. Как пишет Климент Александрийский, само название «Нод» означает «волнение», в то время как «Эдем» — «блаженство». Отказавшись признавать Бога своим Господином, Каин обречён выстраивать и свою жизнь, и своих потомков помимо, а точнее — вопреки Божественному призванию. Как повествует книга Бытия, именно потомки Каина основывают города, разрабатывают технологический уклад жизни, развивают всё то, что позволяет повысить безопасность и самодостаточность. Есть очень интересные исследования, например, профессора Деги Деопика, о том, как в древности произошло разделение на две главных ветви развития общества — технократическую и органическую цивилизации — но сегодня хотелось бы сказать о другом.
Каждый, кто в своей жизни совершал настоящий грех — подчеркиваю, именно грех как преступление, а не как «лёгкое духовное несовершенство» — знает, каково это «послевкусие» греха. Ведь сознательный и произвольный грех становится своего рода разрывом отношений с Богом — как это и произошло с Каином. Своим преступлением Каин «объявляет» Бога своим недругом — и ровно то же самое делаем и мы, совершая явный грех. Тем самым мы отказываем Богу в праве определять, что есть добро, и что — зло: это право мы забираем себе и тем самым на место Бога ставим своё собственное мнение. «Послевкусие» греха, как правило, имеет в себе очень много страха — отказавшись от Божественной помощи, человек остаётся один: ему не на кого рассчитывать, кроме как на себя самого. Эта горечь греха невыносима, и из неё могут быть только два выхода: первый — покаяние, возвращение к Богу, раскаяние в совершённом преступлении и готовность сделать что угодно, лишь бы восстановить разорванную связь с Богом. Но есть и другой выход: мобилизация, злобное напряжение всех своих сил с целью показать — а мы и без Тебя, Боже, сами вполне обойдёмся! Руки есть, ноги есть, голова на месте — засучим рукава и начнём свою жизнь строить сами — не так, как Ты этого хотел бы — а по нашему, человеческому, «образу и подобию!» Отныне глубинный страх компенсируется кипучей деятельностью, до предела, до самозабвения — чтобы снова и снова доказать: мы и сами вполне справляемся!
В духовной жизни очень важно не утратить память о «послевкусии греха»: именно эта горькая память является очень хорошим предохранением от повторения греха. И, с другой стороны, всякий раз, когда мы слишком увлекаемся какой-то внешней деятельностью, не побояться задать себе вопрос: а не пытаюсь ли я сбежать в эту активность от тихого, но настойчиво призывающего Божьего гласа? И время Великого поста — самое лучшее время, чтобы остановиться, опомниться и ответить на этот вопрос!