Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 34-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 4, стихи 1-22
«Между поколениями существует прозрачная стена, железный занавес иронии, если угодно, видимая насквозь завеса, не пропускающая почти никакой опыт. В лучшем случае, отдельные советы». Прозвучавшие слова — цитата из знаменитой речи великого поэта Иосифа Бродского, которую он произнёс перед выпускниками Мичиганского университета. Бродский, безусловно, прав. Конфликт отцов и детей не был придуман Тургеневым. Он существует ровно столько, сколько существует наш мир. Уже на первых страницах книги Бытия мы видим, как против прародителя Адама выступает его первенец Каин. Ничем не лучше ведет себя и Хам, оскорбивший своего отца Ноя.
Диаметрально противоположным является призыв, который мы слышим в прозвучавшем чтении из книги Притчей Соломона. Её автором, согласно церковному преданию, стал легендарный правитель древнего Израиля — царь Соломон. Легендарный потому, что когда Бог спросил его — чего Соломон хочет? Денег, могущества, славы? Тот ответил — мудрости. Господь похвалил молодого царя за сделанный выбор. Подаренная Богом мудрость, в конце концов, принесла Соломону и могущество, и славу, и богатство.
Правитель благодарил Господа за данные ему таланты. Не забывал он сказать «спасибо» и своему отцу — царю Давиду. Соломону было совершенно понятно, что просьба о даровании мудрости не просто так пришла ему в голову, стала частью правильного воспитания. Царь Давид вошёл в историю не только как храбрый воин и проницательный правитель, но и как искренне верующий человек. На протяжении многих лет Давид подвергался преследованиям. Сначала со стороны царя Саула, потом — со стороны собственного сына Авессалома. Но благодаря защите Господа никто не смог причинить Давиду вреда.
Надеяться во времена испытаний на Господа царь научил и своего наследника — Соломона. Тот был за это очень благодарен родителю. И в данном случае мы имеем дело с приятным исключением. Исходя из собственного опыта верно понятого послушания, мудрый правитель Израиля призывает нас преодолеть стену отчуждения, присутствующую между поколениями, и понять мотивацию отцов. Она точно не сводится к подавлению мнения молодого поколения. Наоборот, мудрый родитель будет только поощрять стремления потомков, делиться с ними лучшим и самым ценным. И, прежде всего, опытом понимания мотивации поведения иных людей.
Соломон призывает читателя довериться мнению старших в отношении того, что перед лицом заповеди Божией является добром, а что грехом. Молодость часто ведётся на внешнюю привлекательность дорогих вещей, не рассуждая — каким образом они попали в руки владельцу? Соломон предупреждает, что за всё придется платить. И греховный достаток рано или поздно приведёт если к не разорению, то к внутреннему истощению точно. Никакой настоящей радости пороки принести не могут.
Царь Соломон сравнивает путь праведника и путь грешника со светом и тьмой. Добродетели всегда сопутствует свет, который не способны заглушить никакие испытания и страдания. Праведник будет храним Богом. Грешник же, объятый внутренней тьмой, сам лишает себя истинной радости жизни. О чём царь Соломон и призывает нас помнить, призывая в ситуациях непростого жизненного выбора не презирать мнения старшего поколения, а, наоборот, прислушиваться к нему.