Книга пророка Исайи, Глава 4, стихи 2-6
Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 1-7
Только что прозвучавший отрывок состоит из двух частей. В первой содержатся предсказания о будущем еврейского народа и всего человечества. Во второй Исаия предлагает своим слушателям приточный образ. Для того, чтобы уяснить смысл сказанного, необходимо начать с разбора притчи.
Один человек посадил виноградник и с любовью ухаживал за ним. Он ожидал, что его любимый виноградник принесёт хороший плод. Однако вместо сочного, сладкого винограда лоза плодоносит дикими кислыми ягодами. Что сделает человек с таким виноградником? Евреи, которые занимались земледелием и которым был хорошо знаком этот образ, могли дать только один ответ: вырубит, сожжёт, затем вспашет землю и насадит новые растения.
Именно так, говорит пророк, Господь поступит с Израилем. Ведь Он также бережно и с любовью ухаживал за своим народом. Однако евреи упорно отказывались принести плод добродетелей и послушания. Вместо этого они поклонялись ложным богам и не соблюдали заповеди. По этой причине их ожидают многочисленные бедствия. Предсказания пророка вскоре исполнились. В 6 веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор захватил и уничтожил Иерусалим. Был разрушен храм, главная святыня Израиля. Евреи на семьдесят лет были уведены в плен.
И вот как раз в первой части отрывка мы слышим слова надежды и поддержки. Исаия описывает здесь те события, которые наступят после всех бедствий еврейского народа. Власть поменяется. Вавилонская империя падёт под натиском персов. Царь Кир даст Израилю свободу. Те, кто выжил в страшной катастрофе, вернуться в Иерусалим. Это будет новое поколение. Люди будут очищены от греховной скверны скорбями и лишениями. Поэтому пророк Исаия и называет их святыми. Евреи отстроят столицу и восстановят храм.
Это пророчество о возвращении из Вавилона тесным образом переплетено с пророчеством о пришествии Мессии. Именно его Исаия называет «отраслью Господа». Поэтому всё сказанное указывает также на те времена, когда в мир придёт Спаситель Христос, Который выведет человечество из царства греха, в котором оно томилось многие сотни лет. Поэтому Израиль — это не только евреи. Это все те, кто идёт за Христом. Господь приведёт Своих людей в Иерусалим на гору Сион, то есть в Церковь, которую Он основал.
Наконец, у этого предсказания есть и ещё один смысловой уровень. Речь идёт о последних временах человеческой истории. Когда после возвращения Спасителя, которое нередко называют Вторым пришествием, состоится всемирный суд. Пророк говорит о том, что позже в книге Апокалипсис повторит Иоанн Богослов: Господь поселит праведников в небесном Иерусалиме, городе, в котором Сам будет пребывать среди Своих людей особым образом.
По этой причине все эти пророчества обращены и к каждому из нас. Ведь о всяком человеке Господь заботится как о своём винограднике. В суете мы не обращаем на это внимание. Не замечаем те многочисленные милости, которые Он на нас изливает. Как следствие, не благодарим Его за это и впадаем в различные искушения. Период поста — не просто время гастрономических ограничений. Это время благодарности, которая выражается в сугубой молитве к Богу. Уже одного этого достаточно, чтобы виноградник нашей души постепенно стал приносить добрый плод, а мы стали наследниками небесного Иерусалима.