Книга пророка Исайи, Глава 4, стихи 2-6, Глава 5, стихи 1-7. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 4, стихи 2-6

02 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.

03 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,

04 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

05 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

06 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 1-7

01 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,

02 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

03 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

04 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

05 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,

06 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,- и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

07 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок состоит из двух частей. В первой содержатся предсказания о будущем еврейского народа и всего человечества. Во второй Исаия предлагает своим слушателям приточный образ. Для того, чтобы уяснить смысл сказанного, необходимо начать с разбора притчи.

Один человек посадил виноградник и с любовью ухаживал за ним. Он ожидал, что его любимый виноградник принесёт хороший плод. Однако вместо сочного, сладкого винограда лоза плодоносит дикими кислыми ягодами. Что сделает человек с таким виноградником? Евреи, которые занимались земледелием и которым был хорошо знаком этот образ, могли дать только один ответ: вырубит, сожжёт, затем вспашет землю и насадит новые растения.

Именно так, говорит пророк, Господь поступит с Израилем. Ведь Он также бережно и с любовью ухаживал за своим народом. Однако евреи упорно отказывались принести плод добродетелей и послушания. Вместо этого они поклонялись ложным богам и не соблюдали заповеди. По этой причине их ожидают многочисленные бедствия. Предсказания пророка вскоре исполнились. В 6 веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор захватил и уничтожил Иерусалим. Был разрушен храм, главная святыня Израиля. Евреи на семьдесят лет были уведены в плен.

И вот как раз в первой части отрывка мы слышим слова надежды и поддержки. Исаия описывает здесь те события, которые наступят после всех бедствий еврейского народа. Власть поменяется. Вавилонская империя падёт под натиском персов. Царь Кир даст Израилю свободу. Те, кто выжил в страшной катастрофе, вернуться в Иерусалим. Это будет новое поколение. Люди будут очищены от греховной скверны скорбями и лишениями. Поэтому пророк Исаия и называет их святыми. Евреи отстроят столицу и восстановят храм.

Это пророчество о возвращении из Вавилона тесным образом переплетено с пророчеством о пришествии Мессии. Именно его Исаия называет «отраслью Господа». Поэтому всё сказанное указывает также на те времена, когда в мир придёт Спаситель Христос, Который выведет человечество из царства греха, в котором оно томилось многие сотни лет. Поэтому Израиль — это не только евреи. Это все те, кто идёт за Христом. Господь приведёт Своих людей в Иерусалим на гору Сион, то есть в Церковь, которую Он основал.

Наконец, у этого предсказания есть и ещё один смысловой уровень. Речь идёт о последних временах человеческой истории. Когда после возвращения Спасителя, которое нередко называют Вторым пришествием, состоится всемирный суд. Пророк говорит о том, что позже в книге Апокалипсис повторит Иоанн Богослов: Господь поселит праведников в небесном Иерусалиме, городе, в котором Сам будет пребывать среди Своих людей особым образом.

По этой причине все эти пророчества обращены и к каждому из нас. Ведь о всяком человеке Господь заботится как о своём винограднике. В суете мы не обращаем на это внимание. Не замечаем те многочисленные милости, которые Он на нас изливает. Как следствие, не благодарим Его за это и впадаем в различные искушения. Период поста — не просто время гастрономических ограничений. Это время благодарности, которая выражается в сугубой молитве к Богу. Уже одного этого достаточно, чтобы виноградник нашей души постепенно стал приносить добрый плод, а мы стали наследниками небесного Иерусалима.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!