Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Истории известно несколько типов противостояний. Конфликтуют друг с другом поколения — это так называемый спор отцов и детей. Бывает, вступают в борьбу учителя и ученики. Как тут не вспомнить знаменитого восклицания Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!»

Аристотель учился у Платона в его афинской академии и уже во время обучения активно критиковал наставника. Впоследствии он и вовсе целенаправленно выявлял недостатки философской концепции учителя и даже преследовал его. Аристотель поступил совсем некрасиво, лишив престарелого Платона возможности учить за пределами его сада.

Совершенно иной пример восприятия реальности и себя в ней даёт нам прозвучавшее евангельское чтение. Апостол Иоанн Богослов повествует о начале проповеди Христа Спасителя. Мы становимся свидетелями того, как пророк Иоанн Креститель с радостью отдаёт Спасителю своих учеников. Сначала к Господу Иисусу присоединяются Андрей и Пётр. Затем — Иаков и Иоанн Зеведеевы.

В скором времени ко Христу присоединяются галилейские земляки первых четырёх апостолов — братья Филипп и Нафанаил. Последний, надо сказать, довольно неохотно откликается на приглашение брата. Будущий апостол высказывает недоумение, узнав, что Христос прибыл из Назарета — города с действительно сомнительной репутацией. Здесь, по убеждению, даже жителей остальных селений Галилеи, обитали жестокие и непросвещённые люди. Потому Нафанаил и восклицает: «из Назарета может ли быть что доброе?» — но всё же идёт посмотреть на необычного Учителя. Идёт и пораженный любовью Христа остаётся.

Спаситель говорит будущему ученику: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил явно не рассчитывал на такую реакцию. В недоумении он спрашивает у Спасителя — неужели они уже где-то встречались? И тут Христос произносит загадочные слова: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».

Большая часть толкователей склоняется к выводу, что Нафанаил перед тем, как пришёл Филипп, уединённо молился под смоковницей, обращался к Богу с какой-то сугубо личной просьбой. Никто не мог его видеть. Слова Христа открывают Нафанаилу глаза — теперь он ясно видит, что перед Ним не человек, а сошедший с небес Господь. Тот, с Кем он говорил в молитве.

Прозвучавшее евангельское чтение призывает нас не бояться промысла Божия о нас. Подчас мы настолько прикипаем к обстоятельствам нашей жизни, что хотя и просим Господа на словах, чтобы вершилась воля Его, подсознательно уговариваем Отца Небесного ничего не менять. И это, конечно, неправильно. Ведь Бог желает, чтобы мы развивались, становились лучше, открывали в себе новые таланты.

Пророк Иоанн прекрасно это понимал. Потому без сожаления отпустил своих учеников ко Христу — ведь от Спасителя они могли получить значительно больше. Сами будущие апостолы живо откликаются на призыв Иисуса. Кому-то, как Андрею или Петру, данный шаг даётся легко, а кто-то, наподобие Нафанаила, вынужден преодолевать сомнения. Но, в любом случае, искренняя вера и открытость по отношению к промыслу Божию побеждают. И апостолы на наших глазах превращаются из простых рыбаков в ловцов человеков, посланников победившего смерть Сына Божьего.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!