Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 19-34
В четвёртой главе Соборного послания апостола Иакова есть такие слова: «посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6). Апостол Иаков в своём тексте указывает на то, что это не его мысль, при этом он не пишет, откуда он её почерпнул, но исследователи Священного Писания сделали вывод, что слова апостола представляют собой отсылку к книге Притчей, а если точнее, — к тому месту, которое прозвучало сегодня: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным даёт благодать». В русском языке слова «кощунник» и «гордый» вовсе не синонимы, но если обратиться к греческому тексту, то мы обнаружим, что в двух этих местах Священного Писания стоит одно и то же слово, а это даёт нам право внимательнее присмотреться к тому, что авторы библейских книг подразумевают под тем состоянием, которое лишает человека возможности обретения благодати от Бога.
Книга Притчей ничего не говорит о том, что мы привыкли понимать под смирением, она не говорит о принятии поношений, про самоуничижение, про то, чтобы считать себя последним из людей. Книга Притчей упоминает чистоту совести, милостыню, мирное расположение к другим людям и уклонение от насилия. Это, с точки зрения Соломона, — составляет благочестие, которое привлекает благодать Божию.
Если же обратиться к тексту Послания Иакова, то там мы найдём существенное дополнение к словам автора книги Притчей. Апостол упоминает распри и вражды, и делает вывод об их причине — они «от вожделений ваших, воюющих в членах ваших» (Иак. 4:1). Дальнейшие размышления апостола строятся вокруг примеров проявления вожделений: он говорит об убийствах и зависти, о желании заполучить как можно больше, о стремлении к бесконечному обогащению ради удовлетворения своих амбиций и похотей.
Если мы сложим сказанное в книге Притчей с тем, что написал апостол Иаков, то увидим: и в первой, и во второй книге Священного Писания идёт перечисление грехов, которые являются нарушением закона Моисея, то есть десяти заповедей. Получается, что залогом обретения благоволения в очах Божиих и излияния Его благодати является ни что иное, как следование этому базовому нравственному закону. Следование безоговорочное и следование разумное, ведь жизнь всегда будет подбрасывать сложные нравственные задачи, и дай нам всем Бог мудрой проницательности с тем, чтобы всегда находить пути исполнения ясно и недвусмысленно выраженной воли нашего Творца!