Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25, Глава 3, стихи 1-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20

01 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

02 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

03 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

04 И сказал змей жене: нет, не умрете,

05 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

06 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

07 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

08 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

09 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

После творения первых людей, Адама и Евы, Бог поселил их в самом красивом и защищённом месте на Земле, — в Райском саду. Бог пожелал, чтобы первые люди не только обитали в Райском саду, но и заботились о его дальнейшем благоустройстве. Господь разрешил прародителям вкушать плоды всех деревьев, росших в Райском саду. В первую очередь, от дерева жизни, которое не только продлевало жизнь Адама и Евы, но и поддерживало их молодость и первозданную красоту.

Несмотря на то, что первые люди были сотворены Богом не детьми, а в возрасте расцвета физических сил, в духовном плане Адам и Ева были крайне неопытны. Господь пожелал, чтобы прародители внутренне совершенствовались, а потому дал им для начала три заповеди — возделывать Райский сад, плодится и размножаться, а также не вкушать от дерева познания добра и зла. Запрет на вкушение плодов в устах Божиих звучал крайне сурово: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Дерево познания добра и зла упоминается в Библии, как особенное — дающее особое знание, но и могущее принести погибель. Когда дьявол в облике змея искушал Еву, та взглянула на дерево и увидела — оно «хорошо для пищи, оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание».

Интересно, что, по мнению большинства библейских толкователей, дерево, если и имело какие-то необыкновенные свойства, то они были связаны исключительно с заповедью Божией. Само по себе оно ничем особенным не обладало. Дерево было средством проверки — насколько первые люди любят и верят Богу. Выяснилось, что их чувства оказались не столь постоянны и прочны, как Адам и Ева пытались демонстрировать. Прародители захотели обладать «божественным» знанием, а приобрели греховные страсти. Дерево познания добра и зла не было яблоней — как думают некоторые. Это всего лишь западная легенда. Скорее всего, оно представляло собой фиговое дерево — смоковницу, проклятую Христом за несколько дней до Его ареста и крестных страданий.

Вкусив плоды древа, первые люди совершили так называемый «первородный грех». Это понятие часто вызывает различные сложности для понимания, а потому является предметом для дискуссий. Интересно, что в Библии термин «первородный грех» отсутствует. Первым христианским автором, который начал его использовать, был Тертуллиан. Он указывал, что после грехопадения Адама и Евы их потомки наследовали «первоначальную порчу». Впоследствии о «первородном грехе» рассуждал также блаженный Августин, благодаря которому этот термин окончательно закрепился в христианском богословии.

«Первородный грех» — комплексное понятие, которое объединяет сразу несколько событий. Первое — сам греховный поступок прародителей, которые по внушению дьявола, нарушили заповедь Божию. Второе событие — последствия этого греховного поступка, имеющие прямое влияние на состояние каждого человека. Последствия первородного греха на протяжении истории получали различное объяснение. Так, например, уже упомянутый блаженный Августин утверждал, что все люди, как наследники Адама, несут личную ответственность за его грех. Это мнение, впрочем, не прижилось в православном богословии.

Диаметрально противоположным по отношению к Августину стало определение, согласно которому последствия греха прародителей заключаются исключительно в повреждении человеческой природы, выражаются в её тленности и смертности, притягательности греха для человека. Дополнением к такому объяснению последствий первородного греха является также и то, что до искупительной жертвы Христа люди не просто были склонны к совершению грехов и пороков, но и находились под властью злого духа — дьявола. Христос, придя на землю, совершил искупительный подвиг, заключавшийся в преодолении греховной пропасти между людьми и Богом. Никаких препятствий в общении с Богом, кроме наших собственных грехов, более не существует. Поэтому давайте стараться жить по заповедям Божиим, беречь чистоту сердца и совести. И тогда мы во Христе обретём прекрасный Рай.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!