Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение страшных пророчеств, которые Исаия обращает к своему народу. Люди были уверены, что Тот, кто спас их от фараона, Тот, кто поселил их на земле праотцев, навсегда будет с Ними и будет являть им свою милость. Но вот Господь, которого Исаия называет Саваоф, что переводится как «Господь воинств», лишает свой народ всякого подкрепления, посоха, хлеба, воды... Лишает всех вождей и воинов, судей и пророков, вельмож и советников, художников и мудрецов. Они впадают в нищету, в ситуацию практической анархии, когда ими управляют подростки и власть предлагают любому, кто может хотя бы прилично выглядеть. Употребление в данном случае имени Саваоф может быть не случайно, так как оно подчёркивает, что Бог — есть Господь сил и иудеи лишаются подкрепления, не потому, что обессилел Бог, но потому, что «язык их и дела их — против Господа».
Естественно, такое происходит не всегда, ведь жизнь человека сложна, и отпадение не означает однозначного и сознательного противления Богу. Но те грешники, о которых говорит пророк, — грешат с вызовом, так что даже выражение лиц выдаёт их пренебрежение. И это действительно очень разные позиции. Человек может не знать правды, ошибаться или не иметь сил на то, чтобы справиться с грехом... Он может переживать и мучиться, думать о своём поступке и осознавать себя грешником. Но может победить в себе все эти мучения, успокоиться и начать буквально упиваться грехом, как это делали жители Содома и Гоморры.
Однако все эти обличения, как мы видим, носят не только личный характер, так как последствия сказываются на целом народе. В силу известных событий, о которых каждый из нас сегодня молится, у нас может возникнуть искушение, интерпретировать грозные слова пророка в политическом смысле. Так вот, важно понимать, что это большая ошибка. Дело в том, что Бог обращает свои грозные слова не просто к людям, объединённым одной кровью или живущими на одной территории. Да, в ветхозаветные времена истинную веру хранил один народ, но в Новом Завете Божий народ — это люди, верующие во Христа. Это значит, что через пророка Бог обращается не к людям земли, не к гражданам какого-либо государства, Он обращается к нам как к своим детям и мы не должны забывать, что в первую очередь мы ответственны перед ним, потому что он наш Отец.