Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14
01 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,
02 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,
03 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.
04 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.
05 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
06 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.
07 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.
08 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.
09 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;
11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.
13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.
14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах;
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение страшных пророчеств, которые Исаия обращает к своему народу. Люди были уверены, что Тот, кто спас их от фараона, Тот, кто поселил их на земле праотцев, навсегда будет с Ними и будет являть им свою милость. Но вот Господь, которого Исаия называет Саваоф, что переводится как «Господь воинств», лишает свой народ всякого подкрепления, посоха, хлеба, воды... Лишает всех вождей и воинов, судей и пророков, вельмож и советников, художников и мудрецов. Они впадают в нищету, в ситуацию практической анархии, когда ими управляют подростки и власть предлагают любому, кто может хотя бы прилично выглядеть. Употребление в данном случае имени Саваоф может быть не случайно, так как оно подчёркивает, что Бог — есть Господь сил и иудеи лишаются подкрепления, не потому, что обессилел Бог, но потому, что «язык их и дела их — против Господа».
Естественно, такое происходит не всегда, ведь жизнь человека сложна, и отпадение не означает однозначного и сознательного противления Богу. Но те грешники, о которых говорит пророк, — грешат с вызовом, так что даже выражение лиц выдаёт их пренебрежение. И это действительно очень разные позиции. Человек может не знать правды, ошибаться или не иметь сил на то, чтобы справиться с грехом... Он может переживать и мучиться, думать о своём поступке и осознавать себя грешником. Но может победить в себе все эти мучения, успокоиться и начать буквально упиваться грехом, как это делали жители Содома и Гоморры.
Однако все эти обличения, как мы видим, носят не только личный характер, так как последствия сказываются на целом народе. В силу известных событий, о которых каждый из нас сегодня молится, у нас может возникнуть искушение, интерпретировать грозные слова пророка в политическом смысле. Так вот, важно понимать, что это большая ошибка. Дело в том, что Бог обращает свои грозные слова не просто к людям, объединённым одной кровью или живущими на одной территории. Да, в ветхозаветные времена истинную веру хранил один народ, но в Новом Завете Божий народ — это люди, верующие во Христа. Это значит, что через пророка Бог обращается не к людям земли, не к гражданам какого-либо государства, Он обращается к нам как к своим детям и мы не должны забывать, что в первую очередь мы ответственны перед ним, потому что он наш Отец.