Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33
Было и есть немало людей, которые полагают, что мудрость — это некое сокровенное знание, которое надо искать где-то далеко. Скажем, в Тибете или в каких-то таинственных книгах, а, может, и у мало кому известных учителей. В представлении таких людей мудрость недоступна обычному человеку, она сокрыта, и задача состоит в том, чтобы предпринять усилия для её обретения. Такими поисками в истории Церкви особенно прославились гностики, собственно, само слово «гностицизм» происходит от греческого γνωστικός, то есть «обладающий знанием». Меняются эпохи, приходят новые поколения, но всё равно находятся те, кто продолжает старательный, но абсолютно бесперспективный поиск тайного знания. Бесперспективный — потому что, по слову книги Притчей, «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою». За ней не надо куда-то идти, ехать, плыть или лететь, за ней не надо карабкаться в горы или спускаться в пещеры, не надо погружаться в древние манускрипты, потому что она рядом, ближе, чем мы можем себе это представить. Премудрость проявляет себя через поразительно гармоничное устройство природы, в нас самих — через нашу совесть, в данном Богом и зафиксированном в сердцах людей нравственном законе, она же видна и в судьбах конкретного человека, а также целых народов.
Святитель Николай Сербский написал по этому поводу замечательные слова, которые в полной мере разъясняют мысль книги Притчей: «Всё сотворённое являет своего премудрого Творца: как то, что на поле, так и то, что в городе. На поле — чистая и светлая природа, а в городе — человек с его ремёслами и искусствами. Божия Премудрость вопиет, а не шепчет: через всю природу и через все полезные людские дела и занятия. Она покрыла всё поле, наполнила весь город, она над землёй и под землёй, на звёздных высотах и в морских пучинах... Но наиболее громогласна и явственна Божия премудрость в лице Самого Господа Иисуса Христа. В лице Господа Иисуса Христа Божия Премудрость явилась во плоти и показала Себя людям во всей Своей досточудной силе и красоте. Здесь Божия премудрость говорит не через бездушные творения и не через людей, а Сама Собой и Сама от Себя, лично и непосредственно. Своей премудростью — через Свою Святую Церковь».
Можно подытожить слова святителя Николая и сказать, что для обретения мудрости нужно лишь открыть ей своё сердце, свою душу на том месте, где мы сейчас находимся, нужно захотеть стать носителем мудрости, откликнуться на её зов, и тогда премудрость не пройдёт мимо, она станет достоянием каждого из нас.