Книга Бытия, Глава 1, стихи 1-13
По словам преподобного Антония Великого, всякое действие, которое мы совершаем, должно осуществляться с рассуждением. Этот призыв святого касается не только каких-то бытовых поступков, но и жизни духовной. Без рассуждения пост превратится в самоубийственное голодание, молитва — в бессмысленное чтение мантр, верность религиозным принципам — в инквизиционные преследования. Данный перечень можно продолжать и дальше. Но не в том состоит наша с вами задача. Принцип святого Антония мы сегодня применим к тому тексту из книги Бытия, который только услышали.
В первый день Великого поста во время вечерни Церковь начинает рассказывать нам о творении мира. Это повествование в христианской среде вызывало и вызывает до сих пор подчас диаметрально противоположную реакцию. С точки зрения одних людей — описание творения мира, содержащееся в книге Бытия, не более, чем миф. То есть сказка. Логика тут примерно такова — древние люди напридумывали себе что-то, греясь у костра в пещере. А наука-то доказала, что всё было не так. А как? Гипотез много, но они точно не совпадают с библейским повествованием.
Вторая, тоже крайняя, точка зрения состоит в том, чтобы воспринимать Писание, как какую-то инструкцию. Написано «твердь» — значит что-то твёрдое, написано «носился» — значит быстро двигался. Подобное буквалистское понимание, на самом деле, не свойственно православной традиции. Оно возникло в США — в протестантской среде так называемых фундаменталистов.
Каково же тогда православное отношение к описанным в первой главе Библии событиям? Надо сказать, что среди святых отцов на этот счёт встречаются разные мнения. Есть, например, более буквальная позиция святителя Василия Великого и более символическая — святителя Афанасия Великого. Перечислять можно и дальше. Но объединяет православный подход одна очень важная отличительная черта. Святые толкователи видели в библейском тексте не произведение исключительно человеческое, а результат соработничества автора данной книги с Духом Святым. Что это означает на практике?
В отношении описания творения мира можно сказать, во-первых, то, что если наш мир создан Богом, то далеко не всё нам в этом событии может быть понятным. Мы до сих пор не способны описать детали макро- и микрокосмоса. Здесь же речь идёт о фундаментальных понятиях. И второй важный момент. Пророку Моисею, согласно Преданию — автору книги Бытия, было дано увидеть каким-то образом первые мгновения жизни мира ангельского и мира материального. И он записал всё пережитое в тех категориях, которые были ему, носителю определённого культурного менталитета, доступны.
Повествование пророка представляет собой удивительную и местами дерзновенную попытку передать то, что человеческий язык передать, по большому счёту, не в состоянии. Мы видим не детальное описание процесса творения, но и не призрачный символ, а нечто среднее. С одной стороны, мы понимаем суть происходящего. А с другой — только лишь соприкасаемся с грандиозной по своим масштабам тайной творения.
Мы вместе с пророком видим, как сначала из ничего создаётся время, а вслед за ним (то же из ничего) небо и земля — мир ангельский и первозданная материя. После этого по слову Божию возникают свет и тьма, появляется два вида тверди — небесная и земная (атмосфера и суша). И, наконец, образовавшаяся суша покрывается растительностью, способной воспроизводить саму себя. Всё перечисленное вдохновляет читателя вне зависимости от того, насколько часто он видит данный текст. Вдохновляет не только благодаря грандиозности замысла Божия, но прежде всего потому, что всё сотворенное Господом хорошо весьма! Иными словами, окружающий нас мир, несмотря на всё стремление современного человека его уничтожить, по-прежнему держится. Ведь он не результат какой-то случайности, а плод труда Божественного Мастера!