Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 1-20
Существует очень известный богословский термин — синергия. Под синергией понимается соработничество Бога и человека в деле спасения. С одной стороны, человек не может достигнуть спасения лишь своими собственными усилиями, с другой — Бог не нарушает свободу воли и не спасает нас без нас. Если следовать тексту книги Притчей, то синергия действует не только в отношении спасения, но и в отношении обретения мудрости, которую можно назвать одним из путей достижения конечной цели — вечной блаженной жизни. Если, конечно, удастся обретённую мудрость пронести до конца и не изменить ей под воздействием каких-либо обстоятельств.
Книга Притчей в качестве аксиомы утверждает, что «начало мудрости — страх Господень». Может показаться, что страх Божий имеет отношение к собственным усилиям человека, в первую очередь, к его интеллектуальным усилиям. Но это ошибочное представление, ведь в книге пророка Исайи есть такие слова: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:1–2). Если следовать словам пророка Исайи, то получается, что страх Господень — это один из даров Святого Духа, наряду с премудростью, с разумом, ведением, благочестием и другими дарами, которые упоминает пророк. Получается, что страх Господень напрямую связан с воздействием Святого Духа, а не с какими бы то ни было человеческими усилиями. И, конечно же, это не страх в смысле боязни, страх Божий — это всегдашнее ощущение близости Творца, жизнь в свете Его Лица.
Далее книга Притчей начинает говорить о том, что человек должен сделать для достижения мудрости и, следовательно, для получения даров Святого Духа, составной частью которых является страх Господень. Делание это состоит в соблюдении базового нравственного закона. Он всем известен, но далеко не всегда бывает очевидным, как поступать в конкретной жизненной ситуации. Для начала Соломон предостерегает от пролития крови, при этом он делает особый акцент на убийстве ради наживы. Тот, кто идёт по этому пути, не только делает зло человеку, он в первую очередь губит себя самого, то, что он замыслил против другого, неизбежно обернётся против него. Далее книга Притчей продолжит раскрытие своей мысли с использованием других примеров, но уже сейчас можно сделать самый важный вывод: мудрость недостижима без прочного нравственного фундамента, которым является исполнение десяти заповедей Моисея.