Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение представляет собой часть Нагорной проповеди и содержательно связано с чтением, которое читалось в прошлое воскресенье. В нём Господь сделал особый акцент на необходимости добрых дел, так как они являются выражением состояния души, и человек, который делает их искренне, своей жизнью свидетельствует, что добро стало для него не просто внешним выбором, но внутренним состоянием. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим важное предупреждение: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас». Суть его очень проста, нельзя выпячивать свои добрые дела, стремясь к тому, чтобы они стали публичными. В то же время тот, кто помнит текст Нагорной проповеди, может быть таким предупреждением смущён. Ведь за несколько стихов до этого, в пятой главе, Христос говорит: «Так да светит свет ваш перед людьми, да видят добрые дела ваши и прославят Отца вашего, Который на небесах». То есть перед нами два совета, которые на слух могут показаться прямо противоречащими друг другу. Один — делать добрые дела так, чтобы люди их видели, другой — делать добрые дела в тайне.

О чём же идёт речь?

Всё дело в том, как именно творятся добрые дела, о которых идет речь. Сама по себе публичность жизни христианина носит двоякий характер. Она может стать путём миссии и проповеди, но может стать причиной тщеславия и гордыни. Поэтому Христос совет делать добрые дела публично завершает словами о славе Божией. Тот, кто ставит её во главу угла, не ищет собственной выгоды, не ведёт расчётов, вообще не думает об этом. Его жизнь наполнена добром, но оно оказывается простым, непринуждённым, совершаемым без претензии на святость или особую духовную высоту... Жизнь такого человека исполняется светом и становится поводом славить Творца. Напротив, советуя делать добрые дела тайно, Спаситель обращается к тем, кто ищет во всём этом собственной славы, почестей и особенного отношения людей. Такие поступки оказываются омрачены переживанием, суетностью, заботой о том, как именно они будут восприняты. И, конечно, к ощущению настоящей радости такие дела никогда не приводят.

Иными словами, совершать добрые дела можно по-разному, но очень важно избегать лицемерия и попытки сделать себе имя на этих делах.

Вместе с тем у добрых дел, которые совершают христиане, должна быть ещё одна важная особенность. Они не должны совершаться с расчётом, как на рынке, на взаимовыгодных условиях. Человек не может говорить: достойным я буду помогать, а тем, кого считаю недостойными, не буду. Правая рука, которая в библейской культуре была символом суда и справедливости, не должна знать и контролировать действия левой, когда человек действует по любви.

Поступая так, искренно, просто и милостиво, мы открываем свою жизнь для милости, которую к нам обращает Бог.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!