Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 7-17

07 Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца;

08 и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

09 Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма.

10 Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.

11 А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф.

12 Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему.

13 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!

14 Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил,

15 так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!

16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.

17 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Продолжая подготавливать нас к началу Великого Поста, Церковь предлагает нашему вниманию чтение из книги пророка Захарии. В этом чтении — не только утешение страждущему от невзгод еврейскому народу, но и нечто принципиально новое. Мы слышим, как Бог устами пророка определяет самое главное, что имеет безусловную ценность в налаживании отношений между народом и Господом Богом: и это вовсе не обилие жертвоприношений, строгость аскетических подвигов поста и молитвы или какие-то другие священнодействия, существенно ущемляющие интересы самого человека. Казалось бы, пророк говорит про... обычную человеческую порядочность и доброту: не обманывать друг друга, не быть лицеприятными в судопроизводстве, не замышлять подлостей, не давать ложных клятв. Но именно нарушение этих элементарных понятий чести Бог буквально «ненавидит!»

В «Послании Варнавы» (древнем тексте, который не вошёл в Новозаветный каноно) так разъясняется, почему акцент был перенесён с ритуальных жертвоприношений на отношения друг ко другу: «Господь упразднил это (то есть закон об обязательности кровавых жертв), чтобы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение». Смотрите, как же точно сказано: упраздняется «иго необходимости» — и открывается возможность служить Богу не как ожидающим казни преступникам, но как свободным и любимым сынам!

Неспроста именно перед началом Великого Поста мы слышим эти слова пророка Захарии. Ведь и к самим великопостным трудам можно относиться очень по-разному. Для одного пост — это неизбежность. Рад бы не поститься, да страшно: Бог накажет! Для другого пост — вынужденная плата за свои грехи: раньше жил по своей воле, дошел до края — нет, ну уж теперь и потрудиться надо! Третий потирает руки в предвкушении подвигов: ну наконец-то пост, сейчас наши духовные тренировки начнутся! И каждый из этих людей по-своему прав: главное, чтобы была польза, чтобы лучше разобраться в хитросплетениях страстей и добродетелей, чтобы хотя бы немного стать ближе к Божественной святости!

Но самое радостное — когда пост воспринимается как пространство жизни с Богом, ничем второстепенным не обременённое. Когда все развлечения и привычные излишества на время удалены. Когда остаётся только действительно жизненно необходимое. И образуется благословенная пустота, воздух, простор — в котором гораздо легче ощутить то самое Духовение Святого Духа, Которым и дышит всё мироздание!...

Продолжая подготавливать нас к началу Великого Поста, Церковь предлагает нашему вниманию чтение из книги пророка Захарии. В этом чтении — не только утешение страждущему от невзгод еврейскому народу, но и нечто принципиально новое. Мы слышим, как Бог устами пророка определяет самое главное, что имеет безусловную ценность в налаживании отношений между народом и Господом Богом: и это вовсе не обилие жертвоприношений, строгость аскетических подвигов поста и молитвы или какие-то другие священнодействия, существенно ущемляющие интересы самого человека. Казалось бы, пророк говорит про... обычную человеческую порядочность и доброту: не обманывать друг друга, не быть лицеприятными в судопроизводстве, не замышлять подлостей, не давать ложных клятв. Но именно нарушение этих элементарных понятий чести Бог буквально «ненавидит!»

В «Послании Варнавы» (древнем тексте, который не вошёл в Новозаветный каноно) так разъясняется, почему акцент был перенесён с ритуальных жертвоприношений на отношения друг ко другу: «Господь упразднил это (то есть закон об обязательности кровавых жертв), чтобы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение». Смотрите, как же точно сказано: упраздняется «иго необходимости» — и открывается возможность служить Богу не как ожидающим казни преступникам, но как свободным и любимым сынам!

Неспроста именно перед началом Великого Поста мы слышим эти слова пророка Захарии. Ведь и к самим великопостным трудам можно относиться очень по-разному. Для одного пост — это неизбежность. Рад бы не поститься, да страшно: Бог накажет! Для другого пост — вынужденная плата за свои грехи: раньше жил по своей воле, дошел до края — нет, ну уж теперь и потрудиться надо! Третий потирает руки в предвкушении подвигов: ну наконец-то пост, сейчас наши духовные тренировки начнутся! И каждый из этих людей по-своему прав: главное, чтобы была польза, чтобы лучше разобраться в хитросплетениях страстей и добродетелей, чтобы хотя бы немного стать ближе к Божественной святости!

Но самое радостное — когда пост воспринимается как пространство жизни с Богом, ничем второстепенным не обременённое. Когда все развлечения и привычные излишества на время удалены. Когда остаётся только действительно жизненно необходимое. И образуется благословенная пустота, воздух, простор — в котором гораздо легче ощутить то самое Духовение Святого Духа, Которым и дышит всё мироздание!...

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.