Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42, 45-71; Глава 23, стихи 1. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42,45-71

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы видим череду событий, которые предшествовали окончательному суду над Христом и распятию. События различны, но через них красной линией проходит мотив человеческого одиночества Спасителя. В Гефсиманском саду, во время тяжелейшего внутреннего переживания, Он видит спящих от переживания учеников. На суде старейшин видит полное недоверие и нежелание слушать, так как они уже всё для себя решили. Но, конечно, самым явным образом это одиночество ощущается в двух центральных историях, которые посвящены предательству Иуды и отречению Петра. Двух учеников, которые, конечно, были разными, но всё же были выбраны Господом для того, чтобы проповедовать Евангелие.

Обстоятельства предательства и отречения хорошо известны, и может показаться, что они вырастают из разных источников, ведь и называются они по-разному. В сердце Иуды, насколько мы понимаем, мысль о том, что он сделал, зрела постепенно. Недовольство решениями Учителя, несогласие с перспективами, желание поживиться — всё это привело в итоге поступку, который совершён сознательно и свободно, в обстоятельствах более-менее безопасных. Причём в данном случае это предательство в собственном смысле слова, так как Иуда предал, то есть передал Христа, своего друга и учителя в руки Его врагов. Поступок Петра выглядит иначе. Хотя он тоже иногда отговаривал Спасителя от того, что ему казалось рискованным, но в то же время до последнего старался быть верен, говорил о готовности умереть и даже бросился на врагов с мечом. И всё же, стоя во дворе первосвященника, он отрёкся от дружбы и вообще каких бы то ни было связей с Учителем, оставляя Его в руках врагов совершенно беззащитным, не стремясь разделить очевидную тяжесть дальнейшего пути. В известной степени Пётр тоже, пусть и иначе, но предал Христа, оставив Его одного. По сути, оба ученика разорвали связь с учителем, отказались от взаимной ответственности, которую предполагает любовь.

Читая Евангелие, мы обычно эмоционально сопереживаем Спасителю в эти моменты. Однако, оно написано не для того, чтобы мы просто сопереживали, но для того, чтобы мы посмотрели на собственную жизнь, чтобы задумались о предательстве Христа и о том, какие формы оно может принимать сегодня.

Первое, что большинству из нас приходит на ум — предательство во время гонений. Например, когда в советские годы под влиянием общества, люди публично отрекались от веры. Кто-нибудь может вспомнить, как люди позволяли закрывать или даже взрывать храмы, в которых совсем недавно молились. Всё это, конечно, предательство и с этим невозможно не согласиться. Но только ли об этом мы можем говорить, как о предательстве Христа? Конечно же, нет. Спаситель Сам говорил, что «всё, что мы делаем по отношению к ближним — мы делаем Ему». В связи с этим я вспоминаю, как одна моя знакомая попала в больницу с очень серьёзным диагнозом. Муж бросил её, как только узнал, что болезнь смертельна. Я вспоминаю, как другую знакомую муж бросил с пятью детьми, потому что решил, что новая влюблённость важнее. Мы все знаем, что таких историй огромное количество. Мы знаем, что они совершаются людьми, которые крещены и иногда даже считают себя верующими... Но вместе с тем мы всегда должны понимать, что предательство ближних, тех, кто связан с тобой всей жизнью, кто беззащитен и одинок — это всегда предательство Христа, которое человек совершает в своём сердце. И напротив, всякий раз, когда мы остаёмся верны своим близким, тем, кто нас любит, тем, кто нам доверяет, тем, кто беззащитен, — мы остаёмся верны Христу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!