Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11
Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.
А дни всё грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец,
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.
Прозвучавшие строки принадлежат русскому писателю и поэту Борису Пастернаку, который здесь размышляет над последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа. Пастернак мастерски улавливает настроение евангельского повествования и передает одновременное присутствие в нём радости и грусти. С одной стороны, мы видим, как входящего в Иерусалим Христа с восхищением встречают люди. Собравшиеся у Золотых ворот иудейской столицы видели многие чудеса Спасителя, но были окончательно покорены воскрешением праведного Лазаря. Потому и слышим мы ликование — ликование от явной победы над смертью!
Однако мы знаем, кто скрывается за радостной толпой. Там находятся те, кто желают убить Спасителя, прервать Его служение. Потому Вход Иисуса в Иерусалим — это начало страданий, преддверие страшной казни, ожидающей Христа на вершине Голгофы. Спаситель отчётливо осознавал, какая участь Ему уготована. Он видел предсказание грядущих страданий в поступках окружающих. Пусть они (поступки) и совершались, на первый взгляд, по иной причине.
Так, накануне входа в Иерусалим Господь Иисус вместе с учениками находился в доме Своих ближайших друзей — Лазаря и двух его сестёр — Марфы и Марии. Желая отблагодарить Учителя за воскрешение брата, Мария совершает смелый поступок. Ради Христа она разбивает запечатанный сосуд с нардовым маслом (очень дорогим) и помазывает ноги Учителя. Большинство апостолов недоумевает, а Иуда и вовсе возмущается растрате — говорит, что можно было бы продать сосуд с маслом и раздать деньги нищим. Для Самого же Спасителя помазание Марии — знак скорой смерти. В Иудее было принято умащивать тела умерших благовониями.
На следующий день Спаситель прибывает в Иерусалим. Это событие становится исполнением сразу нескольких ветхозаветных пророчеств. Господь входит в иудейскую столицу, спустившись с Елеонской горы — особого места, где, по преданию, состоится Суд Божий над людьми в конце времён. Спаситель восседает на молодом ослёнке. Так поступали военачальники древности, если их поход завершался победой. Осёл был символом мира и торжества одновременно.
Христа встречает множество людей. Однако это в большинстве своём не жители Иерусалима, а паломники, прибывшие, в том числе, из Галилеи — родины Спасителя. Столичное население к Иисусу отнеслось прохладно и даже враждебно. Негативно приход Спасителя восприняли, прежде всего, служители Иерусалимского храма. Христос виделся им выскочкой и нарушителем религиозных устоев. Данное настроение передалось, в конце концов, и тем иудеям, которые сначала рады были приветствовать Сына Божьего.
Вот почему Христос не остаётся в Иерусалиме и вечером покидает его. Он видит, что население столицы ждало иного царя. Цель же служения Спасителя была иной. Он входит в Иерусалим не для того, чтобы царствовать и торжествовать, а чтобы пострадать. Но за пленением, судом и мучениями, которые Христу предстоит вынести, уже сияет неземной свет Воскресения, способного принести миру радость большую, чем описанный в сегодняшнем Евангелии Вход Спасителя в мятущийся и неспокойный Иерусалим.