Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47; Глава 21, стихи 1-4. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 1-4

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол и евангелист Лука неоднократно приводил высказывания Господа Иисуса Христа относительно лицемерия, которое, подобно раковой опухоли, поразило представителей израильской религиозной знати. К примеру, в 11-й главе Евангелия от Луки мы можем найти такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того», а в 12-й главе Спаситель предостерегает Своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1), здесь мы снова видим отсылку к почитаемым израильским обществом фарисеям, которые также принадлежали к религиозной знати. Это лишь некоторые места из Евангелия от Луки, обличающие лицемерие книжников и фарисеев, вообще же таких мест очень много, можно сказать, что это один из рефренов третьего Евангелия.

Столь частое упоминание лицемерия книжников и фарисеев говорит о том, что, действительно, у них была такая проблема, они в самом деле отличались в этом смысле от других людей не в лучшую сторону. Правда, когда мы это читаем, нам без исследования дополнительных источников сложно представить, каким образом проявлялось их лицемерие.

К примеру, когда мы слышим о том, что они любили ходить «в длинных одеждах», то какую картину рисует нам наше воображение? Рискну предположить, что абсолютное большинство представит здесь людей, своими одеяниями похожих на современных священнослужителей. Но в те годы в той местности абсолютно все, кроме римских наёмников, носили нечто подобное, точно также — в длинные одежды — одевался и Христос. В Евангелии же речь идёт о совсем ином: о так называемых таллитах, особым образом изготовленных длинных покрывалах, к четырём углам которых привязаны кисти — цициты. Эти покрывала до сих пор используются иудеями во время молитвы, они в этих целях налагаются поверх головы. По окончании молитвы они снимаются. Книжники же ходили в них почти постоянно, а не только во время молитвы. Тем самым они демонстрировали окружающим свою всегдашнюю готовность к суровому молитвенному подвигу.

Если пытаться перенести постоянное ношение таллита в современную реальность, то ближе всего будет, пожалуй, хождение священников по улицам в богослужебных облачениях. Само собой, никто из нас так не делает, такое и вовсе невозможно вообразить. Но древние книжники так поступали. А фарисеи, среди прочего, белили мелом свои лица, чтобы придать им измождённое постное выражение. Подобных ничем не скрываемых проявлений лицемерия было очень много, Христос упоминает лишь некоторые из них.

В сегодняшнем обществе почти невозможно встретить столь гипертрофированную работу на публику. Конечно, можно сказать, что современный мир изобрёл иные способы проявления этого порока. В этом, несомненно, будет своя правда, ведь природа человека не изменилась, все мы в той или иной степени подвержены лицемерию. Но при этом мы понимаем, что это — порок, дурной вкус, отсутствие такта, а зачастую и интеллекта. Мы, при всех наших минусах, всё же стремимся быть, а не казаться. В какой степени у нас это получается — другой вопрос, а потому нам точно также, как и предшествующим поколениям христиан, стоит почаще перечитывать те места Евангелия, в которых Господь наш Иисус Христос обличает исключительное стремление некоторой части Своих современников производить благочестивое впечатление на окружающих.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!