Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 24-31
Пророчества о конечных судьбах мира наиболее трудны для понимания.
Эта трудность вытекает из того факта, что события, которые будут тогда происходить, не имеют никаких аналогов, соответственно, не существует слов и понятий для их описания. Отсюда вытекают очень странные формулировки, например, эта: «Звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Понимать их буквально невозможно, каким-то образом согласовать их с научной картиной мира не получится, ведь за этой формулировкой кроется лишь то, что грядущие события будут абсолютно беспрецедентными, такими, которые невозможно будет не заметить, мимо них невозможно будет пройти, от них нельзя будет спрятаться. Кончина мира — событие вселенского масштаба, а потому только очень наивный человек может полагать, будто бы правильная подготовка и, скажем, подземный бункер, смогут помочь ему сохранить физическую жизнь. Нет. Физическая жизнь в известных нам формах прекратится. Начнётся другая, о которой тоже не получится говорить с использованием точных определений, причина всё та же: человечество с таким ещё не сталкивалось, а потому не придумало слов.
Конечно, в этом отрывке особое внимание обращают на себя слова Христа Спасителя о том, что «не прейдет род сей, как всё это будет». Это утверждение усилено следующим за ним заверением: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Любопытно, что именно здесь мы встречаем такое усиление речи Спасителя. Конечно, его стоит относить не только к конкретному фрагменту или же предшествующей ему мысли, оно относится вообще ко всему, сказанному Христом, но находится оно именно здесь, что делает слова «не прейдет род сей, как всё это будет» особенно весомыми и заметными.
Существует два основных пути их понимания. Первый из них состоит в том, что в пророческой речи Христа соединены два предсказания: про скорую судьбу Иерусалима и про конечные судьбы мира. Иерусалим действительно был уничтожен при жизни непосредственных слушателей Спасителя. Но такое прочтение имеет очевидный минус: всё же утверждение о том, что «не прейдет род сей, как всё это будет» находится непосредственно после описания событий космического масштаба, следовательно, вряд ли оно может быть отнесено к пророчеству об Иерусалиме. Поэтому нам стоит внимательнее присмотреться ко второму способу понимания этих слов, которое было предложено святителем Иоанном Златоустом. Он относил словосочетание «род сей» не к тем, кто жил во времена Христа, а ко всем, верующим в Него вне зависимости от времени и места жизни. То есть, если следовать прочтению святителя Иоанна, речь здесь идёт о том, что несмотря на все ужасы последних времён, несмотря на все отступления и погружение в греховную бездну, останутся люди, верные Христу и Его Евангелию. Это радует, потому что у каждого из нас есть шанс оказаться в их числе.