Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 14-19. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 14-19

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, Господь поднимает важную тему — это тема религиозного закона. Христос говорит, что Он пришёл не нарушить Его, но исполнить, причем утверждает, что закон незыблем. Это довольно странно. Ведь из Евангелия мы знаем, что Спаситель нередко специально нарушал разного рода ритуальные предписания, которым следовали иудеи. Так, например, Он не соблюдал предписанные законом правила омовения рук; исцелял в субботу больных, хотя это было запрещено; прикасался к мёртвым, прикосновение к которым, по мнению иудеев, делало человека нечистым. Почему же здесь Он с таким благоговением высказывается о законе, что даже говорит о важности самой маленькой буквы, йоты, которой этот закон записан?

Дело в том, что понятие закона очень многогранно. В первую очередь законом называли Десять заповедей, в которых содержатся предписания относительно отношения к Богу и к ближним. Также законом называли первые пять книг Библии, которые написал пророк Моисей. Нередко законом называли и всё Священное Писание. Наконец, законом называли устные предания, которые появились в среде книжников и фарисеев и, по сути, представляли собой скрупулёзные ритуальные и юридические толкования тех или иных положений, данных Моисеем. Впоследствии эти толкования составили Талмуд, огромный корпус экзегетических (то есть толковательных) сочинений, в которых в буквальном смысле прописан каждый шаг правоверного иудея, регламентирована вся его жизнь.

Говоря о незыблемости закона, Господь имеет ввиду совсем иное. Это базовые нравственные и религиозные принципы, изложенные в Писании, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек и которые он должен научиться применять в конкретной ситуации. Их суть Сам Спаситель свел к одной емкой формуле: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет».

Это очень важный момент. Ведь все мы живем в разное время, в разных местах, у всех у нас разное образование, воспитание, среда. Библия лишь указывает нам на то направление, в котором мы должны двигаться. А по какой траектории и с какой скоростью будет проходить это движение зависит от самого человека. Поэтому для подлинной христианской жизни кодекса правил, в котором было бы чётко и однозначно прописано, как именно действовать в той или иной ситуации, всегда будет недостаточно. В первую очередь мы должны учиться вести с Богом молитвенный диалог, учиться понимать, что Господь ожидает от меня в этот самый момент. Лишь тот, кто подобным образом ищет в своей жизни волю Божию, сможет исполнить тот закон, о котором говорит сегодня Христос.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!