Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Книжники, о которых упоминается в только что прозвучавшем отрывке, были знатоками иудейского закона. Некогда на горе Синай Моисей получил 613 заповедей, которые регламентировали нравственную жизнь еврейского народа. Работа книжников заключалась в том, чтобы сделать эти заповеди актуальными для своих современников. То есть показать, как применять древние правила в конкретных ситуациях. Для этого ими были разработаны различные техники толкования. Все их можно свести к двум основным тенденциям: с одной стороны, они стремились расширить закон до многочисленных правил и норм с учетом конкретных ситуаций, с другой стороны, — свести весь закон в одно общее положение, резюмировав таким образом нравственное учение. Именно об этом и просит мудрец Спасителя.

В ответ Христос приводит две заповеди. Первая касается почитания Бога. Спаситель цитирует молитву, которая в иудейской традиции называется Шема: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». В этом предложении содержится Символ веры иудейской религии. Человек должен верить в существование Единого Бога и любить Его, то есть, хранить верность Его закону. Вторая заповедь касается отношения к ближнему. Здесь Господь приводит ещё одну цитату из закона: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Однако Спаситель делает с этой заповедью важную вещь. В тексте оригинала под ближним подразумевается иудей. То есть закон в первую очередь призывает любить своего единоплеменника и единоверца, но ничего не говорит о чужаке и язычнике. Христос расширяет ветхий закон, наполняет его новым смыслом, призывая любить не только своих, но и чужих.

В таком виде до Него никто и никогда так закон не резюмировал. Господь указывает на то, что подлинная религиозность зиждется на двух основаниях: на любви к Богу и людям. Или, выражаясь иначе, любовь к Богу необходимо доказывать через любовь к тем, кто тебя окружает. Замечательно этот принцип излагает в своем послании апостол Иоанн Богослов. По его словам, «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит». По сути, это означает то, что не следует думать, что религиозный ритуал способен заменить дело любви. В притче о милосердном самарянине именно такую ошибку допускают священник и левит. Они не оказывают милости раненому путнику, потому что торопятся на богослужение. Книжнику приходится по сердцу сказанное Спасителем. А Господь, видя его внутреннее состояние, говорит, что недалек он от Царства Небесного. Ведь его душа откликнулась на один из фундаментальных законов духовного мира, который Бог устами своих пророков сформулировал очень ёмко: «Я милости хочу, а не жертвы».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!