Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
Иерихон — один из древнейших городов на земле. Во времена жизни Спасителя это был важный культурный и экономический центр Ближнего Востока. Через него проходили крупные торговые пути, по которым курсировали богатые караваны. Так, например, в Рим из Иерихона везли финики и бальзам, которые благодаря этому приобрели мировую известность. Соответственно город обладал большой казной, которая постоянно пополнялась за счет торговых налогов и разного рода пошлин. Налоги собирали люди, которых называли мытари. Среди евреев эта профессия считалась презираемой. Нередко в Евангелии мытари упоминаются наряду с блудницами и другими грешниками. И заслуженно. Ведь дело не только в том, что они собирали налоги со своих единоплеменников в пользу римских оккупантов, они при этом ещё и хищнически обогащались.
Одним из таких людей был Закхей. Он был не простым мытарем, но их руководителем. А потому ненавидели его вдвойне: простые евреи и его коллеги-подчиненные, которых он также умудрялся обирать. И, тем не менее, в этом человеке теплилось что-то доброе. Именно поэтому он стремится увидеть Христа. Для этого Закхей совершает довольно мужественный поступок. Он покидает свой дом, наверное, единственное место, где он мог чувствовать себя в безопасности, пробирается через толпу, в которой кто-угодно мог напасть на него, чтобы свести старые счеты, и забирается на смоковницу. И Господь, видя его сердце и желание, неожиданно обращается к нему со словами, что намерен посетить его дом.
Принимая дорогого гостя, Закхей наглядно демонстрирует произошедшее в нем изменение. Он объявляет о решении половину своего имущества отдать нищим, а вторую употребить на то, чтобы загладить то зло, которое причинил людям. Примечательно то, что в своем порыве он идет дальше, чем того требовал обычай. Согласно закону возмещение вчетверо полагалось лишь за умышленный и насильственный грабеж. Если имел место факт обычной кражи, то необходимо было внести двойную стоимость украденного. Однако чувство раскаяния в нем так глубоко, что он не обращает внимание на эти формальности, чем демонстрирует глубокую искренность своих намерений.
Важный урок содержится в этом эпизоде. Мы можем представить себе возмущение и недоумение толпы, когда Господь обращается к Закхею. Ведь в Иерихоне было множество более достойных и нуждающихся людей. А Учитель почему-то идет к этому всеми презираемому человеку. Но Писание неоднократно говорит нам, что Бог смотрит в первую очередь на сердце человека и на то, как он готов откликнуться на Его призыв. Если в человеке живет желание коренным образом изменить свою жизнь, Спаситель непременно обратит на него внимание, посетит его дом и протянет ему Свою руку, какие бы тяжкие проступки человек не совершил в прошлом.