Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 3-10. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 3-10

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение представляет собой отрывок из беседы Христа со Своими учениками. Спаситель обращается к ним и призывает их следить за собой и стремиться не стать причиной соблазна. Однако соблазн, судя по всему, Он видит не в чем ином, как в отсутствии любви и нежелании прощать ближнего. В законе было очень много правил, которые определяли жизнь иудея, но практически не было правил, которые принуждали бы человека прощать ближнего. Только если речь шла о финансовых или имущественных обязательствах, да и то для этого были специальные сроки. Иными словами, если два человека поссорились, никто не был обязан мириться. Да и как тут обяжешь, скажет кто-нибудь, ведь сердцу не прикажешь, обида или есть или её нет. И всё же Христос так не считает. Он однозначно говорит о том, что человек может и должен справиться с обидой. При этом Он не говорит апостолам, что они обязаны прощать в любом случае. По крайней мере, не говорит в этот раз. Понимая, что для людей, которые только учатся «работать со своей обидой», такие требования были бы непосильны. Спаситель указывает на два условия, которые помогают прощать. Если против тебя согрешили — ты можешь указать человеку на его неправоту. Но если он попросил прощения — ты должен простить. И сколько бы раз это не происходило — результат должен быть одним и тем же. Кажется, что предложенные Христом условия значительно облегчают дело прощения, но для апостолов и это представляется чем-то очень сложным, так что они просят: «Господи, умножь в нас веру»! На что Христос отвечает: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». Кажется, что за невероятное сравнение. Дерево вырвется с корнями и перенесется в море? О чем речь? Но разве обида не бывает похожа на дерево, когда она корнями проникает в нашу душу, так что извлечь ее оттуда становится настолько же трудно. В словах Христа мы слышим горькую иронию: апостолы просят умножить в них веру, потому что той, которая у них есть, им не хватает на то, чтобы прощать ближних. Причем даже тех, кто знает, что неправ и просит прощения. В этом случае Христос использует известный образ горчичного зерна, который означает нечто очень маленькое. Он говорит: "если бы вы имели даже такую малую веру — вы смогли бы не то что обиду вырвать из своего сердца, но и смоковницу пересадить в море. И чтобы апостолам не казалось, что они совершают какой-то особенный подвиг, Спаситель приводит им в пример рабов, для которых совершенно естественно исполнять свою работу. Пример может показаться обидным, ведь им предлагается не думать о нравственных поступках как об особенных подвигах, но на самом деле — это очень верно — ведь наша жизнь представляет собой постоянное общение, столкновение интересов и амбиций и только тогда, когда мы научимся прощать, она может стать по-настоящему христианской.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!