Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11

01 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

02 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

03 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

05 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

06 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

07 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 сотворите же достойный плод покаяния

09 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы вплотную подошли к преддверию праздника Богоявления — и сегодня перед нами — рассказ евангелиста Матфея о проповеди Иоанна Крестителя. Жёсткий, обличительный пророческий глас был для многих источником обострения давно сидевшей в глубине души боли: Иоанн подталкивает к покаянию, указывая на вплотную приблизившееся Царство Небесное. Уверенность иудеев в собственной богоизбранности пророком разбивается в пух и прах: вместо традиционного утешения, что уж с Богом-то иудей всегда сможет договориться — свои же люди, в конце-то концов! — Предтеча утверждает, что Бог из любого булыжника может сделать себе потомков Авраама — и что тогда? Чем оправдываться? Где тогда все чаемые привилегии?

Иоанн призывает «сотворить плод покаяния» — причем не абы какой, а «достойный». Обратим внимание, что в греческом тексте стоит глагол «ποιήσατε» — производное от «ποιέω», у которого более 20 значений: но все они вращаются вокруг одного коренного смысла — создавать, про-из-водить, сочинять, изобретать. Отсюда же и наше слово «поэт». Но в нашем сознании «стихотворчество» и «покаяние» как-то ну совсем не вяжутся! Разве может быть что-то творческого в покаянии как таковом? Разве покаяние — это не возвращение себя в жёсткие рамки законной праведности, из которых вышел, совершив тот или иной грех?

А вот и нет! Против такого — формального — подхода к покаянию и выступает Предтеча. Покаяние — это не только и даже не столько признание себя виновным в нарушении закона — а прежде всего разворот в прямо противоположную сторону! «Тшува» — в еврейском языке «покаяние» — это именно возврат, поворот, обращение к Творцу. Вот как об этом красочно говорит пророк Исайа: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис. 1:16-18). Само по себе признание вины — лишь первый шаг в покаянии. А вот дальше открывается широкое поле как раз для творческой деятельности человека — как именно двигаться дальше, развернувшись!

«Достойность» или «недостойность» плодов покаяния — находится в прямой зависимости не от масштаба чувства вины, а от того, к чему в процессе покаяния приходит человек. Не будем отрицать: многих порядочных людей сильно смущает кажущаяся им лёгкость покаяния в христианстве. Ещё бы не смущало: совершил человек страшное преступление, например, обманом лишил миллионы людей их сбережений — после этого сходил на исповедь, покаялся батюшке, пожертвовал в храм три копейки — да если даже три миллиона! — и что, всё? Теперь можно дальше жить спокойно? Вот именно к носителям такого представления о покаянии и звучит грозный голос Пророка: Змеи, порождения ехиднины! Не пытайтесь обмануть Господа Бога — ничего у вас не получится! Будет достойный плод покаяния — будет и прощение. Не будет плода — не обманывайтесь!

А вот в какие конкретные формы облечь этот плод — да, вот тут и открываются безграничные возможности именно для творческого подхода. Ведь чаще всего мы при всём желании не можем «время повернуть назад» и исправить в точности совершенный грех. Поэтому надо делать то, что в наших руках: посмотреть внимательно вокруг, и понять — какие конкретные плоды нашего покаяния могут сделать жизнь людей вокруг нас чище, светлее и добрее!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!