Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20
Сегодняшнее чтение начинается с рассказа о переписи, которую повелел провести кесарь Август. Мы видим, что у Иосифа и Марии это повеление не вызывает никакого протеста, они собираются и идут из Назарета в Иудею, в родной город Иосифа — Вифлеем. Сегодня многих верующих людей события, подобные переписям, очень смущают. Один мой знакомый, говоря о переписи, недавно прошедшей в России, сказал так: «Не хочу в ней участвовать, мне становится как-то неуютно от того, что меня посчитали». Простой фразой из детской книжки он описал ту гамму чувств, которая возникала в его душе. Но чего он на самом деле боялся, от чего ему становилось неуютно? Чего вообще боятся люди, которые боятся новых технологий? Боятся всё более возрастающего контроля и самое главное — возможности прямо или косвенно контролировать их частную жизнь и, может быть, даже влиять на нее. Всё это верно. Действительно возможен и контроль, и влияние, но само неприятное ощущение, которое возникает от того, что тебя контролируют, появилось задолго до любых технологий.
Всё началось в раю, когда человек воспринял Бога с недоверием, буквально как чужого. Решил, что как-нибудь сам, по своему рассуждению поживет данной ему во владение земле. Грех, который он совершил, привел к тому, что как только он услышал голос Бога, он в ужасе решил спрятаться, чтобы его не уличили. Праведного Иова не контролировали никакими средствами, но даже он, в часы страданий, тяготился ощущением того, что Бог его видит. В результате грехопадения люди ощутили себя одинокими во враждебном им мире... Иногда им есть что скрывать даже от близких, что уж говорить о чужих?
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как рождающийся Богомладенец, сразу, с первых дней жизни, сталкивается с тем проявлением контроля, которое было возможно в его время. И мы не видим никаких смущенных или возмущенных комментариев Евангелиста или кого бы то ни было по этому поводу. Почему? Можно решить, что в то время смысл этой переписи был в другом, что контроля за частной жизнью практически не было. Однако дело не в этом. Бог становится человеком не для того, чтобы освободить нас от чьего-то контроля. Он рождается для того, чтобы исцелить в нас ту самую болезнь, которая наполняет нашу жизнь страхом, враждебностью и ощущением отчужденности. Конечно, опасности в мире вполне реальны, и Спаситель не исцеляет нас механически. В первую очередь Он исцеляет нас от самой страшной отчужденности — отчужденности от Бога. Вспомним призыв, с которым ангелы обращаются к пастухам: «Не бойтесь». Он подразумевает нечто большее, чем сиюминутное отсутствие страха. Он говорит не только про бытовой страх. Люди боятся внешнего контроля так, как будто бы уже освободились от контроля греха. Боятся, что их будут к чему-то принуждать, как будто это единственная проблема и они не чувствуют ежедневного и ежечасного принуждения со стороны внутреннего зла, которое довлеет над всеми. И вот в сегодняшний день мы вспоминаем рождение Того, кто лишает нас страха и освобождает от рабства... Да, в мире действуют самые разные силы, но вместе со Христом мы обретаем такую внутреннюю свободу, с которой нам ничего не страшно.