Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12
В сегодняшнем чтении мы слышим, как фарисеи, которые были частыми собеседниками и искусителями Христа, задают Ему вопрос: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?». Моисей отвечал на него положительно, и те, кто его задавал, это прекрасно знали. Более того, они понимали, что за противоречие Моисею они смогут обвинить Христа в противоречии Богу, от Которого Моисей получил закон. Однако Христос совершенно не боится их и даже, подчеркивая Свое знакомство с законом, Сам спрашивает их в ответ: что заповедал Моисей? «Давать разводное письмо», — отвечают они. «Он написал это по вашему жестокосердию», — говорит им на это Спаситель. И для нас это сегодня звучит очень странно... Его ответ вполне ожидаем, потому что мы давно знаем, что Церковь не одобряет разводов, и странно не это. Странно слово, которое Он употребляет: «жестокосердие».
Если бы Он сказал, что причина в развращенности, духовной лени, страстности, любви к телесным удовольствиям — это было бы понятно. Но Он говорит именно о жестокосердии. Интересно, что в наши дни применительно к бракам и разводам это слово применяют в диаметрально противоположном значении. Помню знакомые рассказали мне о мужчине, который ушел от жены и двух детей к женщине, в которую влюбился. Всё это описывалось словами о настоящей любви, которая противопоставлялась рутине и привычке. Когда же я стал сокрушаться о произошедшем, я услышал такой ответ: «Это так жестоко, заставлять людей жить с теми, кого они не любят».
Иными словами, выходит, что Христос говорит, что Моисей разрешил развод по жестокосердию, в то время как многие сегодня полагают, что именно запрет разводов — это жестокость.
Что же на самом деле имеет в виду Христос?
Слово «жестокость», которое Он соединяет со словом «сердце» довольно часто употребляется в Ветхом Завете. Так, Бог может называть народ «людьми жестоковыйным» или дословно «людьми с жесткой, упругой шеей», то есть людьми, которые настаивают на своем, не желают склонить голову перед Богом. Кроме того, перед исходом евреев из Египта, Бог, как говорит Писание, «ожесточил сердце фараона», что всегда понималось как «перестал удерживать его сердце, позволил поступать ему жестоко, по его собственной воле». В этом контексте слова Христа вполне понятны: жестокосердный человек, это тот, кто считается только с собой, со своими сиюминутными желаниями. В его случае невозможно говорить ни о верности, ни о преданности, ни о настоящей любви, потому что он подчинен своему жестокому сердцу и ни с чем и ни с кем больше не считается.
Бог сотворил мужчину и женщину для союза любви. Любви такой, в которой двое становятся одной плотью, то есть одним сердцем и одной душой. Не в буквальном смысле, конечно, но в духовном. В этом контексте человек, который говорит «ты мне надоел, я нашел лучше», пусть и формулирует это иначе, разрывает живой союз и поступает жестокосердно. Впрочем, есть здесь одна тонкость, которую легко упустить из виду. Христос говорил в контексте иудейской культуры, в которой разводились, когда хотели. В христианской культуре разводы были не приняты, но места для жестокосердия осталось немало. Не стоит думать, что прелюбодействует только тот, кто формально первым разводится. Христос говорит «что Бог сочетал, человек да не разлучает», но разве тот, кто физически и духовно унижает другого, не делает этого? Разве человек вместо жизни с женой и детьми избравший зависимость от алкоголя или наркотиков, не жестокосерден? Выходит, что формально запрещая развод, Христос призывает нас к тому, что гораздо глубже и тоньше: к взаимному единению сердец, в котором не будут возможны ни эгоизм, ни предательство, ни жестокосердие.