Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вопрос, вокруг которого развернулась дискуссия Христовых учеников, далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд. А беседовали они — напомню — относительно того, что означает «воскреснуть из мёртвых». Христианский Символ веры содержит упоминание всеобщего воскресения из мёртвых, каждый православный христианин как минимум раз в сутки прочитывает этот символ и, соответственно, повторяет исповедание всеобщего воскресения.

Но что означают эти слова? Надо признать, что большинство наших современников и вовсе никак не задумываются над этим вопросом, другая же часть воспринимает воскресение из мёртвых как некое восстание всех когда-либо умерших, как их оживление. Вот они мертвы, и вот они ожили, они двигаются, мыслят и говорят. Идея воскресения в таком понимании появилась задолго до христианства, ее можно встретить в различных древних мифах про умирающих и воскресающих богов, к примеру, в древнеегипетском мифе об Осирисе, который, правда, после своего воскресения не пожелал остаться на земле, а стал повелителем мертвых в загробном мире. Поверхностное знакомство с новозаветным учением о воскресении приводит к тому, что оно во многом отождествляется с дохристианскими и внехристианскими мифами. И в самом деле, на первый взгляд история Осириса в своих основных чертах выглядит очень похоже на историю Иисуса Христа. Господь ведь тоже после Своего возвращения из гроба не пожелал остаться на земле и вознесся. Но если посмотреть чуть глубже, то мы увидим значительные отличия.

Самым важным отличием христианского понимания воскресения мертвых является то, что в нем прослеживается неразрывная связь между Воскресением Христовым и всеобщим воскресением мертвых. Вера в эту связь базируется на словах Христа, сказанным Им в беседе с самарянкой и зафиксированных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Всеобщее воскресение мертвых связано с Христовым Воскресением тем, что Он, будучи Богом, воспринял человеческую природу и изменил ее, Он победил смерть, которая представляет собой печальное наследие греха Адама и Евы. Через их грех в человеческую природу вошла смертность, Христом, которого Церковь называет Новым Адамом, смерть была истреблена. Первым мысль о Христе как о Новом Адаме высказал апостол Павел: «Первый человек — из земли, перстный, второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:47). Святитель Иоанн Златоуст развил эту мысль и сказал так: «Адам есть образ Христа... Как тот для тех, кто от него произошел, хотя они и не ели от дерева, сделался причиной смерти, введенной через вкушение, так и Христос для тех, кто от Него родился, хотя они и не сделали добро, стал подателем праведности, которую даровал всем нам через крест».

Следующее важнейшее отличие заключается в том, что, согласно христианскому вероучению, при воскресении произойдет целостное восстановление личности, но это восстановление не равно возвращению в прежнее состояние, в котором человек пребывал до смерти. О том, какими мы станем после воскресения говорить крайне непросто, а потому апостол Павел для обозначения этого состояния использовал образ зерна, брошенного в землю при посеве: то, что вырастает из зерна вовсе не похоже на само зерно, потому апостол и написал: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15:42-44). Воскресение принесет новый образ существования человека, тело которого станет духовным, нетленным и бессмертным, оно не будет тождественном тому телу, которое было у человека до его физической кончины.

Всё сказанное — лишь небольшая часть учения Церкви о воскресении мертвых. Это очень пространная и крайне непростая тема, а потому неудивительно, что апостолы не могли понять слова Христа о Его Воскресении. Но, несмотря на всю сложность, тема воскресения — это то, о чем нам всем стоит размышлять, ведь именно воскресение придает нашей жизни смысл и содержание.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!