Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24
В притче о званых на пир обращает на себя внимание удивительное единодушие, с которым предполагаемые гости отказывались от приглашения. В самом тексте притчи на единодушном отказе сделан особый акцент, в ней сказано, что «начали все, как бы сговорившись, извиняться». Причины у всех разные, но цель одна — не прийти на ужин.
Как и всегда в Своих притчах, здесь Христос использует очень понятную и знакомую бытовую ситуацию, легко представить нечто подобное и в современных реалиях. Предполагаемые гости действительно могут сговориться в том случае, если, скажем, хозяин по какой-то причине утратил свой высокий общественный статус, лишился полезных должностей и вообще стал персоной нон-грата, напрямую отказать такому человеку стыдно, ведь это будет означать, что предшествующее общение с ним было вызвано желанием что-то получить от него, поэтому в ход идут разнообразные отговорки. А если на ужин приглашает человек, который может каким-то образом повлиять на жизнь, то и отказываться никто не станет, все отложат свои дела и в обязательном порядке примут приглашение. Эту понятную и, увы, многим прекрасно знакомую ситуацию Господь прилагает к взаимоотношениям человека и Бога. Не какого-то выдуманного Бога, а Самого настоящего, Такого, Каким явил Его Христос. Он ясно показал, что Бог не собирается вторгаться в историю Израиля и не планирует делать израильский народ великим, показал, что в Его планах нет уничтожения всех врагов избранного народа, Он не пришел в образе всесильного царя, а избрал для Себя путь странника, Который не всегда мог найти место, чтобы отдохнуть, у Которого не было собственного дома, не было вооруженной охраны и стабильного сбалансированного питания. Он учил вовсе не тому, что от Него ждали. И такой Бог оказался не нужен и неинтересен, а потому в ход пошли многочисленные отговорки.
Нет сомнений в том, что эта притча раскрывает непростые и трагические взаимоотношения Бога и израильского народа, у которого были свои чаяния, но оказалось, что Бог этим чаяниям не соответствует. Но вместе с этим притча обращена и ко всем другим людям, она ставит очень непростые и весьма болезненные вопросы: готовы ли мы идти за Христом в том случае, если не сможем получить от Него того, что хотим получить для себя в этой жизни? Нужен ли нам такой Бог? Что мы выберем: пойти за Ним и к Нему или же предпочтем не тратить драгоценное время и займемся своими насущными делами?
Но прежде, чем мы сами себе ответим на эти вопросы, нам стоит вспомнить, что Бог зовет нас не куда-то, а на «большой ужин», под образом которого абсолютно все толкователи видят Царство Божие и вечное ни с чем не сравнимое блаженство, в сравнении с котором всё то, что может предложить нам видимый мир — лишь суета сует и томление духа (ср. Еккл. 1:14).