Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42; Глава 11, стихи 27-28. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Некоторое время назад популярным стало утверждать, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы не имеет под собой никакого исторического основания. Дескать, всё повествование выдумано, а сам праздник появился в церковном календаре довольно поздно. Действительно, нигде в канонических книгах Библии вы не найдете описания события Введения. Это часть церковного предания, которое веками сохраняется и почитается православными христианами. И в основании этого почитания находятся не столько исторические доказательства, сколько глубокое богословское понимание события.

Хотя и фактологических деталей, в общем-то, тоже хватает. Является общепризнанным фактом, например, то, что на территории Иерусалимского храма имелся приют для девочек. Здесь хлеб и кров находили и сироты, и те, кого родители не могли самостоятельно растить и воспитывать. Как в случае с Девой Марией, родители которой — святые Иоаким и Анна — были старыми уже людьми. Священник Захария, родственник благочестивой четы, вполне мог устроить торжественную церемонию по встрече маленькой Марии и под воздействием благодати Божией ввести Её в храм.

Но опять же — Церковь на протяжении веков видит в событии Введения нечто более глубокое, чем просто уникальный исторический эпизод. В лице Пресвятой Девы происходит коренное изменение религиозного сознания людей. А именно — если до Христа главной святыней древнего Израиля был Иерусалимский храм и в каком-то смысле отстаивалась идея святости стен, то теперь на первый план выходит святость человеческая, явленная миру в лице Богоматери. Пресвятая Дева входит во Святая святых, сердце ветхозаветного храма, тем самым символизируя, что наступает время Божьего воплощения. Господь более не хочет пребывать в Своём неприступном Царстве, но готов стать одним из нас, получив всю полноту человеческого естества от Пресвятой Девы — нового живого храма Божия.

Впоследствии Иисус Христос, соблюдавший все нормы еврейской религиозности, неоднократно указывал, что отдельно взятый человек для Бога важнее стен храма. Возникшая в день Пятидесятницы христианская Церковь не имела первоначально никаких особых зданий для богослужения. Первые последователи Христа обретали духовное единство в молитве и благодарении. Только три века спустя у Церкви появляются храмы, но на первом месте по-прежнему остается указание Господне: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них».

Важным является отметить и следующую деталь. По вдохновению свыше Захария ввел Богородицу в храм и открыл Ей завесу Святое святых — главной части храма. Это был очень смелый поступок. Ведь в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год. Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, не случайно. Святое святых ко времени Рождества Богоматери лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом совершенной святости. Воплощением такой святости и стала Дева Мария. Новый ковчег завета. Уже не только для Израиля, но и для всего мира.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы наполнен светлой и негасимой надеждой. На примере вспоминаемых событий мы учимся ценить находящихся рядом с нами братьев и сестёр по вере — тех, в общении с которыми мы способны обрести присутствие Христово. Древний Израиль, утратив свою великую святыню, верил и надеялся, что вместо ковчега завета Господь пошлет ему нечто иное. И миру была явлена Дева Мария. Святыня материальная оказалась заменена Святыней живой и большей. Что неминуемо приводит нас к следующему выводу. В день Введения Богородицы во храм мы призываемся Церковью явить любовь к Отцу Небесному, оказав милосердие людям, находящимся рядом с нами.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!