Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 15-18; Глава 17, стихи 1-4. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 15-18

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 1-4

01 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

02 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Слово «мерзость» используется в современной речи без осознания, что понятие это, прежде всего, библейское. В древнем Израиле мерзостью или чаще — мерзостью запустения — называли богопротивные поступки, сознательное нарушение заповедей Господних. Предельной формой такого поведения являлось идолопоклонство. Что доказывается библейским повествованием. В книгах Маккавейских рассказывается о том, как в 167 г. до Рождества Христова Антиох IV Епифан разграбил Иерусалим и установил на месте жертвенника Богу статую Зевса. В глазах евреев — современников печального события — произошло воцарение греховной мертвенности язычества там, где раньше пребывала святость духовной жизни.

О мерзости запустения речь идет и в сегодняшнем евангельском чтении. Господь Иисус обращается к иудейским старейшинам: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». О чем, собственно, идет речь? Согласно религиозной логике, распространенной в Палестине времен Христа, любая жизненная неудачливость считалась следствием греховности человека. Соответственно, житейское благополучие рассматривалось как плод добродетельной жизни.

Но вот мы слышим из уст Спасителя принципиально иное видение. Господь Иисус говорит: «блаженны нищие, блаженны плачущие». Эти и иные слова Спасителя, восхваляющие бедность, вызывали смех у фарисеев! Какие же нищие и убогие блаженные, то есть счастливые? Мало того, что эти люди страдают здесь. Их и на том свете ничего не ждет хорошего. Ведь они все грешники и по праву получили страдание. Впоследствии подобный аргумент был адресован Самому Христу. Господь отказывается от земного царства и тем самым как подтверждает Свою богоотверженность в глазах законников. Дает им, по сути, моральное право на распятие Спасителя!

Но вернемся к выражению «мерзость запустения». Господь не осуждает материальное благополучие как таковое. Более того, в устах апостола Павла оно приобретает богоугодный характер — «труждающийся достоин пропитания». Но в том и дело, что состоятельность фарисеев не была следствием их трудолюбия. В Евангелии от Луки, отрывок из которого мы разбираем, неоднократно говорится о расчетливой корысти иудейских старейшин: они «поедают дома вдов» и при этом для вида «лицемерно долго молятся»; они стараются внешне быть благочестивыми, но внутри исполнены «хищения и зла».

Жизненная позиция противников Христа привела к тому, что внутри у них воцарилась та самая мерзость запустения. Место искренней веры в Бога заняли идолы гордыни и стяжательства. Среди святых, прославленных Церковью, есть те, кто в течение земной жизни обладал большими материальными средствами. Но использовал их не для того, чтобы кичиться перед окружающими, предъявлять благополучие в качестве доказательства богоизбранности. Наоборот, полученное от Господа эти люди использовали для помощи нищим и убогим. Превратили своё состояние из осуждаемой Христом мамоны в средство своего спасения и способ стяжания благодати. Что является примером для каждого из нас. За хорошую работу и достойный заработок мы должны благодарить Бога, а еще внимательно следить за тем, чтобы врученное нам Господом не превратилось в ту самую «мерзость запустения» — идола сребролюбия и сладострастия.

Пусть же материальные блага радуют не только наши сердца, но служат средством поддержки тех, кто нуждается и страдает. Ведь именно с такими людьми ассоциировал Себя на протяжении земной жизни Христос Спаситель. Помогая нищим и плачущим, мы тем самым оказываемся милость самому Господу Иисусу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!