Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 1-9
Обманывать людей, конечно, грех. Но так уж повелось, что талантливые жулики по необъяснимым подчас причинам оказываются любимы людьми. Взять хотя бы героев рассказов О. Генри — Энди Таккера и Джефферсона Питерса. Они не просто воры, а воры, как сами утверждают, благородные. Принцип их — обязательно что-то отдать взамен полученных обманом денег. Цитата — «будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина». Таккер и Питерс — пример неиссякаемого жизнелюбия, приправленного изрядной порцией хитрости и смекалки.
Подобные люди, надо сказать, регулярно встречались Христу во время Его земной жизни. Спаситель видел вокруг жуликоватых слушателей (карманников, профессиональных нищих, кликуш-прорицателей). Они встречались и на базарах, и на улицах палестинских городов. Эти люди с хитрой улыбкой слушали проповеди Сына Божьего и подчас узнавали в Его притчах себя. Как, например, в сегодняшней истории. Её главный герой — вороватый домоправитель, то есть приказчик.
Наступает день, когда хозяин уличает его в растрате и призывает дать полный отчет о ведении хозяйства. Домоправитель понимает — всё пропало. Должности его лишат, а может быть и в тюрьму посадят. Потому главный герой притчи решает обеспечить себе при помощи хитрости безопасность и более-менее сносное существование. Приказчик призывает к себе должников хозяина и заставляет тех переписать долговые расписки. Каждому из пришедших приказчик разрешает списать от четверти до половины долга.
Хозяин узнаёт о мошенничестве своего помощника и (кто бы мог подумать!) не ругает, не гонит, а хвалит! Хвалит за жульничество! Но ещё больше открывается рот от удивления, когда мы осознаём, что Христос, завершая рассказ, призывает слушателей следовать примеру домоправителя: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Неужели Спаситель разрешает нам обманывать и воровать? Притча о лукавом домоправителе — одна из самых сложных для понимания. Но не беда — сейчас постараемся разобраться.
Приказчика хвалят не за хитрость как таковую, а за то, что он не опустил рук и постарался изменить свою участь до того, как стало бы поздно что-либо предпринимать. Это означает, что для нас самих ничего не потеряно до тех пор, пока мы живы и способны совершать поступки здесь на земле. Еще одна важная деталь — домоправитель распоряжается имуществом не своим, а своего господина — то есть Бога. Чем обладает Господь? Конечно же, любовью, милостью, благодатной щедростью.
Домоправитель с легкостью раздает людям собственность хозяина — так призваны поступать и мы. Нам подчас кажется, что у нас ничего нет — ни любви, ни милости. Но кто мешает нам перевести взгляд от своей скудной кладовки на закрома любви Божией? И начать проявляться к окружающим милосердие, незлобивость, милость, не переживая, что они иссякнут. Ведь источником настоящей добродетели является Сам бесконечный в Своей любви Бог. И поверьте — Господа обокрасть невозможно. Его кладовые любви никогда не оскудеют.
Святитель Иоанн Златоуст ближе к концу жизни любил говорить, что строгость обычно проигрывает, а вот ласка всегда победоносна. Эти слова не следует понимать как оправдание мягкотелости или пособничества злу. Вовсе нет. Просто практика показывает, что люди ищут именно понимания и добра. Жесткости им и так в жизни хватает сполна. Будем же щедро делиться с окружающими любовью и милостью. И пусть эти вещи нам на самом деле не принадлежат, пусть мы всего лишь выдаем себя за хозяев собственности Господней. Но в данном случае мы исполняем завет Спасителя и приобретаем себе Небо богатством Христовым.