Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 13-15,22-31
В сегодняшнем чтении мы слышим, как к Спасителю подходит человек и просит его о том, чтобы он вмешался в его спор с братом, потому что тот не хотел делить с ним наследство.
Конечно, спрашивающий не остался без ответа, хотя, может быть, он ожидал от Христа чего-то большего. Господь не решает за него его проблему, но оставляет ему свободу выбора, а значит и ответственности. Вместе с этим, Он дает ему и всем, кто стоит рядом, наставление, которое может помочь поступить правильно. Человек имеет право на обладание чем-либо в нашем мире, ведь Бог сотворил его для владычества, но жизнь человека зависит не только от обладания, хотя ему может казаться, что это именно так.
На первый взгляд, Христос использует заданный Ему вопрос для того, чтобы поговорить о правильном отношении к имуществу, однако дело не только в этом... Когда человек стремится к тому, чтобы обладать богатством, деньгами, домами, автомобилями и всем, что только может пожелать, задумывается ли он о том, кем или чем он сам оказывается в этой ситуации?
Поясняя свою мысль о том, что жизнь и богатство не зависят друг от друга, Спаситель говорит: душа больше пищи, а тело — одежды. Нам кажется это просто иллюстрацией, но задумаемся над этим примером. Что значит «душа больше пищи»? Для нас душа — это некоторая духовная сущность, которая никак не может быть сравнима с пищей, которая материальна. Они не сопоставимы... Однако для Христа, Который обращается к людям ветхозаветной, иудейской культуры, душа — это жизнь. И говоря, что душа больше пищи, Он в первую очередь имеет в виду, что в жизни есть место пище, но она к ней не сводится. Жизнь больше, полнее и глубже, чем пища... Как и тело — важнее одежды. И в этих словах звучит что-то совершенно неожиданное. Люди привыкли думать, что христианство плохо и чуть ли ни пренебрежительно относится к телу, но из уст Христа мы слышим, что оно ценно и не должно сводиться к тому, что требует одежды.
Итак, для того, чтобы понять, как относиться к деньгам, вещам и вообще имуществу, стоит прежде всего задуматься о том, кто мы? Что такое жизнь, если она не сводится к потреблению... Что такое тело, если человек, не манекен для одежды?
Обращаясь к слушающим, Христос называет Бога их Отцом. Но если Бог наш Отец, разве может вся пища мира, все его одежды утолить нашу жажду? Конечно, нет... это может сделать только встреча с Ним.