Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26
В сегодняшнем Евангельском чтении, мы слышим историю о нечистом духе, который выходит из человека, но в любой момент может вернуться, если находит душу пустой, пусть и приведенной в порядок. Сама по себе эта притча кажется, как будто бы повисшей воздухе и может возникнуть вопрос к чему она относится? На что Спаситель этой притчей отвечает?
При внимательном рассмотрении, мы увидим, что в сегодняшнем чтении три плана: Христос обращается к исцеленному бесноватому, к иудеям и через века, обращается к каждому из нас.
Итак, после того, как Спаситель исцелил бесноватого, который был немым, его обвинили в том, что он сделал это силой князя бесовского. Конечно, обвинения были совершенно нелепы, потому что цели, с которыми пришел Христос диаметрально противоположны целям лукавого. Отвечая на эти обвинения, Спаситель говорит, что дьявол не может бороться сам с собой и дальше добавляет: «кто не со мной, тот против меня и кто не собирает со мной, тот расточает». Акцент в этих словах должен быть сделан на самом Христе, ведь они означают, что Он Себя ставит в центр Своей деятельности. Тот, кто пользуется силой лукавого должен быть у него в долгу, но Христос действует в мире силой Божьей и приглашает освобожденного и исцеленного человека к новой жизни. Впрочем, это только часть объяснения. Как это часто бывает, говоря о физических проблемах, Спаситель указывает на проблемы духовные. Именно поэтому слова, «кто не собирает со мной тот расточает» относятся к деятельности самих иудеев. Они были настроены на собирание своего народа и их интересы были в первую очередь государственными, но подлинное собирание возможно только со Христом. Он — тот, кто послан от Бога не просто для того, чтобы обновить национальные и государственные чаяния иудеев, Он тот, Кто приходит для того, чтобы обновить человеческие чаяния, о восстановлении всего мира.
Историю про демона, который выходит из человека и потом возвращается с другими, Спаситель, во-первых, рассказывает бесноватому. Он только что стал свободен и призван к духовной трезвости.
Во-вторых, эти слова обращены иудейскому народу... Сознание их предков, когда они выходили из Египта, было наполнено самыми разными заблуждениями... Можно сказать, что их демоны довольно долго терзали их и Сам Бог через пророков боролся с их грехами, боролся за них самих. Ко времени жизни Христа народ действительно вел довольно благочестивый образ жизни, многие из них ждали мессию, но не увидели его в образе Иисуса из Назарета. Говоря о том, что демоны могут вернуться, Спаситель предупреждает иудеев, о том, что справившись с временными трудностями, но не наполнив свою жизнь правильным содержанием люди оказываются беззащитными перед лицом новых духовных проблем.
Наконец, эта история имеет непосредственное отношение ко многим из нас. В связи с ней мне вспоминается как однажды я освящал дом. Жильцы были в ужасе и говорили, что у них завелась нечистая сила. Когда же я пришел, моему удивлению не было предела: весь дом был буквально набит амулетами, оберегами, статуэтками на удачу, языческими божками и всем подобным. Люди годами призывали в свою жизнь самые разные силы и не было ничего удивительного в том, что эти силы однажды начали их беспокоить. В тот раз они согласились отказаться от всего, что противоречило Христианству. Мы люди часто так поступаем. Будучи напуганы чем-то, просим у Христа помощи, бываем готовы прекратить греховную жизнь... И все же, очищение жизни важно не само по себе... Оно будет иметь смысл, только если мы позволим Богу наполнить наше сердце.