Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 44-50. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 44-50

44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою

48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Трилогия Льва Николаевича Толстого «Детство»-«Отрочество»-«Юность» посвящена описанию, как незаметно, шаг за шагом взрослеет человек. И то, что раньше казалось ему огромным и очень важным, с прошествием немногих лет становится почему-то смешным и несерьезным. В первую очередь — комичным начинает видеться детство как таковое. Во всяком случае, так думает лирический герой писателя. А жаль — ведь именно детские годы (в определенном смысле, конечно) с точки зрения Евангелия являются самым настоящим символом Царства Небесного.

Разъяснению того, какое именно детство имеет отношение к Божественной реальности, посвящен сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки. Сначала мы слышим слова Христа, обращенные к ученикам: «вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». Эту фразу Господь Иисус произносит сразу же после чудесного исцеления бесноватого. Апостолы вместе с народом ликуют, а затем неожиданно слышат такие печальные для себя слова.

Христос обращается к ученикам, как к учитель начальных классов — к детям: «вложите себе в уши эти слова». Но апостолы, подобно неразумным отрокам, отказываются предупреждение Спасителя принять. Им гораздо удобнее жить среди мечтаний о грядущем благополучии и знатном положении рядом с троном Царя Израильского. Это же желание славы и общественного уважения приводит апостолов к спорам — кто из них больше?

Спаситель для вразумления учеников ставит перед ними ребенка и говорит: «кто примет это дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Так Иисус идентифицирует себя с ребенком, который стоит возле Него. Отсюда можно сделать вывод — любой, кто хочет быть учеником Христовым, стремится принять Его и следовать воле Пославшего Его, должен солидаризироваться с «малыми»: бедными, угнетаемыми, лишенными социальных привилегий. Иисус говорит своим ученикам, а вместе с ними и нам: если вы готовы забыть о престиже, а начать любить и служить тем, которые не имеют никакого значения в глазах людей, то вы будете служить Мне и Отцу Небесному.

Спаситель призывает апостолов уподобиться детям не в неразумии, а в незлобии и простоте. В детстве нам не были важны лайки, модные бренды, мысли о карьере. Мы умели радоваться малому и ценить главное. К этому восприятию жизни и призывает нас вернуться Христос. Но апостолы вновь оказываются глухи к словам Учителя. Их головы занимает теперь другая мысль.

Ученики рассказывают Христу о странствующем экзорцисте — гонителе злых духов, который не является последователем Спасителя, но успешно заклинает бесов Его именем. Апостолы ожидали услышать от Иисуса слова обличения, но вместо этого получают следующее: «не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас». Эти слова Христовы следует понимать опять в контексте разговора о детстве. Спаситель призывает учеников не ревновать и не завидовать, а порадоваться тому, что кто-то неожиданно для них тоже стал проповедником Евангелия. И пусть этот экзорцист сам, видимо, до конца не понимает, Чьей силой, совершает он чудеса, но имя Сына Божьего звучит по городам и весям Палестины, а через него (это имя) к людям приходит милость Господа.

Сегодняшнее чтение призывает нас к свойственным детям чистоте и незлобивости, которые следует совмещать с ясностью мысли и жизненным опытом взрослого. Господь ставит перед нами непростую задачу. Но в том и дело, что в сложной реальности жизни христианину необходимо руководствоваться не какими-то неповоротливыми установками, а заповедью любви к Богу и ближнему, что требует от нас одновременно и детской простоты, и взрослой осмысленности. Успешно соединить же первое и второе да поможет нам Дух Святой, живущий в каждом, кто однажды принял таинство крещения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!