Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10

01 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

02 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

03 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

05 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

06 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

07 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

08 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

09 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только прозвучавшем отрывке поднимается важная для любой религиозной традиции тема — тема священного праздника и верного отношения к нему верующего человека. Почитание субботнего дня было установлено на горе Синай пророком Моисеем. Это одна из десяти заповедей, которые составляют ядро ветхозаветного закона. Смысл этого праздника двоякий. С одной стороны, это воспоминание того, что в седьмой день Бог завершил творение нашего мира и почил от Своих дел. С другой стороны, в субботу Он вывел еврейский народ из Египетского плена. Верность этому предписанию была чем-то вроде визитной карточки, которая свидетельствовала о том, что человек принадлежит к богоизбранному народу. Этот день почитался особо. Человек должен был посвящать его Богу, воздерживаясь от повседневных занятий. Во время Спасителя были разработаны огромные списки, какие же виды работ нельзя выполнять. Проблема заключалась в том, что иудеи со временем поставили эти запреты во главу угла. Когда нужно было оказывать ближним любовь и милость, для чего было необходимо выполнить какую-то работу, они ссылались на них, как на абсолютные нормы поведения.

Сегодня Спаситель намеренно нарушает эти правила. В первом случае Он разрешает проголодавшимся ученикам растирать колоски. Эта работа, кстати, была включена в запретный список. Во втором эпизоде Господь исцеляет человеку сухую руку, хотя заниматься врачеванием в субботу также было запрещено. Оба раза Христос объясняет присутствующим, что, хотя и существуют определенные ритуальные ограничения, которым необходимо следовать, но, когда речь идет о возможности проявить по отношению к ближнему любовь и милость, они должны уйти на второй план.

В христианской Церкви также есть свои священные дни. Наряду с субботой мы празднуем воскресный день, а также дни, когда вспоминаем то или иное событие или чтим того или иного святого. Традиционно эти дни начинаются с торжественного богослужения, после которого люди идут домой. И вот здесь у многих возникает вопрос: а можно ли заниматься в праздничный день повседневной работой? Можно ли, например, стирать, мыть посуду, шить, готовить еду и т.п. в воскресенье? Желая быть верным народной традиции благочестия многие отказываются от исполнения этих обязанностей. Такую ревность, безусловно, можно лишь приветствовать. Но не будем при этом забывать сегодняшний отрывок. И каждый раз спрашивать себя: а не становлюсь ли я в своем желании быть благочестивым христианином слишком похож на тех самых фарисеев, которые отменяли ради скрупулезного исполнения ритуальных предписаний заповедь о милости и любви к ближним? Иными словами, как Евангелие, так и Церковь призывает нас быть рассудительными. И всякий раз оценивать ситуацию, смотреть, не ставлю ли я на первый план то, что на самом деле вторично, помнить при этом всегда о том, что наш Бог не Бог закона, но в первую очередь Он Бог милости и любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!