Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке мы услышали о том, как лодка с апостолами и Спасителем попала в сильную бурю. Штормы нередко случались на Галилейском море. Они начинались внезапно и отличались большой свирепостью и силой. И вот пока ученики пытаются хоть каким-то образом справиться со стихией, Господь спит. В страхе и ужасе апостолы будят Учителя, и Он усмиряет природу.

Если мы обратимся к повествованиям Ветхого Завета, то станет очевидно, что перед нами одно из ярких свидетельств Божественности Христа, так как иметь такую безграничную власть над природой может только Бог. Так, например, в псалме 103 читаем: «Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят». Или в другом месте находим такие слова, в которых вспоминается событие перехода евреев через Красное море: «Грозно сказал морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше».

Примечателен еще один момент. Сразу после слов Христа, вокруг сделалась тишина. Если бы мы читали этот текст в оригинале, то заметили бы, что выражение «сделалась тишина» указывает не только на окончание бури. Греческое выражение можно перевести как «наступил покой». То есть в тексте Евангелия явная отсылка к первой главе Библии, где говорится о том, что Бог, окончив творение мира, на седьмой день упокоился от Своих дел. В память об этом и было установлено празднование субботы. То есть, евангелист указывает нам на то, что Христос пришел не просто для того, чтобы помогать человеку в трудных ситуациях, исцелять, воскрешать, изгонять бесов. Его миссия более глобальна. Он пришел вернуть всему мирозданию состояние Божественного тишины и покоя, в котором оно пребывало до грехопадения.

С этим же связана еще одна важная мысль. Несмотря на то, что Бог почил от своих дел в субботу, Он не перестает заботиться о нашем мире. На языке христианского богословия эта забота называется Промысл Божий, то есть непрестанная забота Творца о Своем творении и о каждом человеке. Степень этой заботы однажды очень точно выразил преподобный Серафим Саровский. По его слова, Бог заботится о каждом из нас так, будто кроме нас никого больше нет на этом свете. Именно так Бог заботился о еврейском народе, которого вывел из египетского рабства. И к слову, заповедь о субботе также связана с этим событием.

Поэтому слова Христа, обращенные к апостолам, «где вера ваша», обращены напрямую и к нам. Необходимо помнить, что Промысл устраивает нашу судьбу даже в тот момент, когда нам кажется, как апостолам, что мы погибаем, тонем в пучине, а Господь словно отошел от Своих дел, задремал на корме лодки нашей жизни, забыл про нас. Лишь уверенность в том, что Он никогда не спит и хранит нас на всех наших путях, может подарить нашему сердцу великую тишину.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!