Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

О призвании человека Богом можно говорить очень много, а можно сказать так, как сказано о будущем апостоле и евангелисте Матфее, которого Евангелие от Луки называет Левием: «Иисус... говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним». Такими же словами можно описать и призвание любого другого человека, ну а что означает «встал и последовал за Ним» для каждого конкретного христианина — можно лишь догадываться, если же попытаться об этом рассказать, то на такой рассказ может не хватить и целой жизни.

В случае с Левием вполне очевидно, что его решимость не была случайностью. Вся его жизнь до призвания, о которой нам достоверно известно лишь то, что он был сборщиком налогов, была, по сути, подготовкой к тому, чтобы с совершенной решимостью последовать за Христом. Презираемое всеми иудеями ремесло — сбор налогов в пользу римских оккупантов — тоже. Абсолютно все исследователи Нового Завета говорят о том, что никакой порядочный человек не становился в те времена сборщиком налогов. Причина известна: налоги собирались в пользу языческого Рима, что само по себе не могло не вызывать отторжения у иудеев. За счет этих сборов жили и те, кто их проводил, но никакой фиксированной заработной платы у этих людей не было, как не было и фиксированной налоговой ставки: мытари при поддержке оккупационной армии попросту творили произвол, они могли брать практически любые суммы, часть которых оставалась у них самих. Со всех сторон это дело было крайне неблаговидным и порицаемым всеми обычными людьми. Сбором налогов занимались лишь те, кто счел для себя излишними не только нормы иудейского закона, но и обычные человеческие приличия, те, кто дошел до крайней степени нравственного падения. Поэтому нет ничего удивительного в реакции благочестивых иудеев: они не понимали, как один из них — Иисус из Назарета — может общаться со мытарями?! Но именно глубина нравственного падения иногда становится, как ни странно это прозвучит, трамплином, благодаря которому люди откликаются на призыв Христа. Так произошло и с Левием: падать дальше было некуда, себя он уже потерял, поэтому его путь выражен евангелистом Лукой очень просто «оставив всё, встал и последовал» за Христом. Левий выступает как полная противоположность другого евангельского персонажа: богатого и благочестивого юноши, который не смог поступить таким же образом, юноша попросту не сумел осознать для чего ему оставлять все и следовать за Христом, у юноши еще оставалась надежда на самого себя, на собственное благочестие, на то, что ему принадлежит по праву. У Левия такой надежды не было, отсюда и его легкость.

Но грешников в Израиле было немало, как немало там было и сборщиков налогов. Пойти за Христом и исправить свою жизнь смогли лишь некоторые из них, если говорить о мытарях, то это буквально несколько человек, имена которых мы можем найти в Евангелии. Получается, что само по себе нравственное падение — это еще не трамплин к Богу, получается, что требуются и еще какие-то условия для того, чтобы человек смог откликнуться на Христов призыв. Описать и перечислить эти условия в полной мере невозможно, но можно пожелать всем нам, чтобы несмотря ни на что мы были готовы в любой момент оставив всё, встать и последовать за Спасителем нашим и Богом.

О призвании человека Богом можно говорить очень много, а можно сказать так, как сказано о будущем апостоле и евангелисте Матфее, которого Евангелие от Луки называет Левием: «Иисус... говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним». Такими же словами можно описать и призвание любого другого человека, ну а что означает «встал и последовал за Ним» для каждого конкретного христианина — можно лишь догадываться, если же попытаться об этом рассказать, то на такой рассказ может не хватить и целой жизни.

В случае с Левием вполне очевидно, что его решимость не была случайностью. Вся его жизнь до призвания, о которой нам достоверно известно лишь то, что он был сборщиком налогов, была, по сути, подготовкой к тому, чтобы с совершенной решимостью последовать за Христом. Презираемое всеми иудеями ремесло — сбор налогов в пользу римских оккупантов — тоже. Абсолютно все исследователи Нового Завета говорят о том, что никакой порядочный человек не становился в те времена сборщиком налогов. Причина известна: налоги собирались в пользу языческого Рима, что само по себе не могло не вызывать отторжения у иудеев. За счет этих сборов жили и те, кто их проводил, но никакой фиксированной заработной платы у этих людей не было, как не было и фиксированной налоговой ставки: мытари при поддержке оккупационной армии попросту творили произвол, они могли брать практически любые суммы, часть которых оставалась у них самих. Со всех сторон это дело было крайне неблаговидным и порицаемым всеми обычными людьми. Сбором налогов занимались лишь те, кто счел для себя излишними не только нормы иудейского закона, но и обычные человеческие приличия, те, кто дошел до крайней степени нравственного падения. Поэтому нет ничего удивительного в реакции благочестивых иудеев: они не понимали, как один из них — Иисус из Назарета — может общаться со мытарями?! Но именно глубина нравственного падения иногда становится, как ни странно это прозвучит, трамплином, благодаря которому люди откликаются на призыв Христа. Так произошло и с Левием: падать дальше было некуда, себя он уже потерял, поэтому его путь выражен евангелистом Лукой очень просто «оставив всё, встал и последовал» за Христом. Левий выступает как полная противоположность другого евангельского персонажа: богатого и благочестивого юноши, который не смог поступить таким же образом, юноша попросту не сумел осознать для чего ему оставлять все и следовать за Христом, у юноши еще оставалась надежда на самого себя, на собственное благочестие, на то, что ему принадлежит по праву. У Левия такой надежды не было, отсюда и его легкость.

Но грешников в Израиле было немало, как немало там было и сборщиков налогов. Пойти за Христом и исправить свою жизнь смогли лишь некоторые из них, если говорить о мытарях, то это буквально несколько человек, имена которых мы можем найти в Евангелии. Получается, что само по себе нравственное падение — это еще не трамплин к Богу, получается, что требуются и еще какие-то условия для того, чтобы человек смог откликнуться на Христов призыв. Описать и перечислить эти условия в полной мере невозможно, но можно пожелать всем нам, чтобы несмотря ни на что мы были готовы в любой момент оставив всё, встать и последовать за Спасителем нашим и Богом.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.