Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 46-49; Глава 7, стихи 1. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 46-49

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии от Луки, так же, как и в Евангелии от Матфея, нравственные поучения Христа собраны в единый блок, и сейчас мы услышали окончание этих поучений. Своими словами Спаситель подвел итог всему тому, что было сказано ранее. Если попытаться обобщить нравственное учение Христа по Евангелию от Луки, то можно сказать так: основа христианской нравственности — милосердное отношение к ближним, причем под ближними стоит понимать абсолютно любого человека, без каких-либо исключений. Далее Спаситель будет подробнее раскрывать Свои мысли в притчах, именно здесь — в Евангелии от Луки — мы встретим и притчу о милосердном самарянине, человеке, который оказал помощь страдающему еврею, при том, что мимо нуждающегося прошли представители ветхозаветного священства, которые должны были бы как-то отреагировать хотя бы в силу родства по крови. Идеей социальной справедливости, основа которой милосердие, проникнуто все Евангелие от Луки.

Очень важно, что именно милосердие здесь выступает в качестве центрального мотива всего нравственного учения Христа. При этом Спаситель ни слова не произносит относительно молитвы или поста, Он не говорит про богослужение, Он никак не упоминает все то, что мы привыкли понимать под сердцевиной христианской жизни. Более того, чуть раньше, в рамках Своего нравственного поучения, Христос произносит такие слова: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам». Эти слова нельзя понять каким-то иным образом, кроме буквального: прощение, которое человек получает от Бога, связано лишь с умением прощать других.

Если основываться на Евангелии от Луки, то может возникнуть вполне закономерный вопрос: если благая участь в вечности — тот самый дом, который основан на камне — зависит лишь от милосердия, то причем тут все то, что составляет весомую часть жизни христианина? Какое отношение к спасению имеют все наши посты, молитвы и богослужения? История Церкви показывает, что, действительно, находились люди, которые считали имеющими значения только лишь дела милосердия. Быть милосердным очень непросто, дело здесь не только в нашей всеобщей слепоте по отношению к ближним, но и в том, что мы далеко не всегда способны сделать вывод относительно адекватного проявления милосердия в каждом конкретном случае. Что будет милосердием: дать денег человеку с алкогольной зависимостью, понимая, каким образом он их израсходует, или же, напротив, оставить его без материальной поддержки, лишив возможности принять очередную порцию яда? Простого ответа на этот и на другие схожие вопросы попросту не существует. Правильный ответ знает лишь Бог, а потому именно к Нему необходимо обращаться для того, чтобы быть способным к истинному милосердию. Именно так поступал и Сам Христос: Он всеми Своими силами служил людям, но делал Он это при регулярной молитвенной поддержке, а зачастую Его молитва была усилена подвигом поста.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!