Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 37-45

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот евангельский отрывок соткан из нескольких, не связанных между собой одной сквозной темой, высказываний Христа Спасителя. Вместе с тем, все эти изречения посвящены отношению человека к человеку, и все они составляют основу нравственного христианского закона.

Начинаются слова Христа с темы осуждения. Этот тот грех, которого почти невозможно избежать, но мы научились делать, как кажется, оправдывающее нас риторическое отступление: когда очень хочется вслух поразмышлять над словами или же поступками другого человека, то мы делаем оговорку, мол, я не осуждаю, я просто рассуждаю. Этой оговоркой, вроде бы, снимается вопрос соотнесенности наших слов со словами Христа, ведь Спаситель ничего и никогда не говорил про рассуждение относительно других людей. Это осуждать нельзя, а рассуждать, раз не сказано обратное, можно. Вроде бы все логично. Но есть проблема, о которой Христос говорит здесь же, Он ее сформулировал так: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?». С одной стороны здесь речь идет о том, что каждого из нас должно волновать лишь наше собственное духовное состояние, а с другой — о том, что никто не способен делать компетентные и достоверные выводы относительно другого человека. Такие выводы — прерогатива Бога, потому как только Он знает о каждом из нас всё: знает о том, каковы силы нашей души, знает о наших склонностях, о воспитании, об образовании, об опыте, о намерениях, абсолютно обо всем, от Него ничего не скрыто, Его невозможно ввести в заблуждение, Он видит сердце человека.

Преподобный авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» привел замечательный пример: он описал историю двух сестер, которых на воспитание взяли себе две разных женщины. Одна из них была христианкой и воспитала девочку в духе христианского благочестия, другая же, напротив, отличалась развращенным нравом, что неизбежно сказалось на качестве воспитания. Преподобный Дорофей задается вопросом: неужели Бог будет одинаково судить поступки этих сестер? Ответ очевиден: нет, ведь у них совершенно разное воспитание и, как следствие, неодинаковое представление о грехе. А вот люди готовы судить одинаково, ведь им ничего не известно о том, в какой атмосфере росла каждая из этих девочек.

Если вдуматься, то у нас нет никаких оснований делать умозаключения относительно других. Попросту не хватает фактов. Да и каждый из нас ослеплен собственными интересами, мы сосредоточены на самих себе. И вроде бы мы все это понимаем, но исполнить Христову заповедь о неосуждении на практике получается, увы, далеко не всегда. Но тем не менее, она остается одной из важнейших заповедей, от которой зависит вечность, ведь только тот, кто научился не судить, не будет осужден Богом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!