Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 24-30

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Эти слова Христа Спасителя знают, пожалуй, все. Даже те, кто никогда не брал в руки Евангелие. От нас — от христиан — постоянно требуют подставлять другую щеку, давать всякому просящему и вообще никоим образом не бороться за свое. А тот, кто читал Евангелие, знает, что слова Христа о щеке нельзя понимать буквально, ведь Сам Христос на суде синедриона вел Себя совершенно иначе, Он не стал подставлять другую щеку: «...один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:22–23). Любое евангельское изречение Христа необходимо прочитывать в контексте действий Христа. Его действия раскрывают суть Его же слов. Так и в этом случае: действие Христа говорит о том, что зло не должно приводить к умножению зла, напротив, его необходимо всеми силами ограничивать. Как это делать — показал Сам Спаситель. Он не стал отвечать симметричным физическим воздействием, а задал вопрос, на который у служителя синедриона не нашлось ответа, но после которого насилие прекратилось. Конечно, поступать таким образом возможно далеко не всегда, каждая ситуация, в которой фигурирует насилие, индивидуальна, поэтому Евангелие и не пытается описать все возможные проявления насилия и дать инструкции о правильном христианском поведении. Евангелие сосредоточено на другом: оно описывает должное христианское устроение души, которое в отношении проявлений зла и насилия состоит в понимании того, что зло, если его не остановить, неизбежно приводит к еще большему злу, а остановить его можно только так, как это делал Сам Христос — Он не отвечал злом на зло.

Здесь же Спаситель говорит и о подаянии. Его слова звучат категорично: «Всякому, просящему у тебя, давай». Как кажется, все предельно понятно и просто. Но мы читаем эти слова почти через две тысячи лет после их произнесения, и если не знать традиции их понимания, которая идет от первых христиан, то может возникнуть ошибка в прочтении евангельских слов. Самый ранний из дошедших до нас памятников христианской письменности — «Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам», более известный как Дидахе, — доносит до нас в том числе и раннехристианское прочтение слов Спасителя относительно подаяния. В Дидахе сказано так: «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что.... Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать». Последняя мысль Дидахе крайне важна: она никоим образом не противоречит Евангелию, она лишь дополняет и раскрывает Христов призыв, она говорит о том, что в делах милосердия нужна осмотрительность и осторожность, а вместе с ними и деятельное участие в жизни нуждающихся, которое не может ограничиться лишь простым подаянием всякому просящему.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!