Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 31-36. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 31-36

31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол Лука пишет, что проповедь Христа в синагоге удивляла людей, при этом не приводит слова самой проповеди, но сообщает, что «слово Его было со властью», именно этот факт производил на слушающих сильнейшее впечатление. Для нас это словосочетание — «слово со властью» — не вполне понятно, а если нам кажется, что мы его понимаем, то наше понимание, скорее всего, не вполне корректно. К примеру, нам может казаться, что «слово со властью» — это слово того, кто может осуществить сказанное на деле, скажем, слово министра или же другого высокопоставленного государственного служащего. Вполне очевидно, что сила слова человека из властных структур не равна силе слова обывателя. Но в Евангелии речь идет о совершенно ином. То, что слова Христа несут в себе силу, которая превосходит силу слов любого человека, понятно без лишних комментариев. Но люди в синагоге начали удивляться до того, как Христос исцелил одержимого человека. Они удивлялись не действию Его слов, а самим Его словам, которые были «со властью».

Дело здесь в том, что иудаизм того времени различал два типа учения: «учение из уст» и «учение со властью». Первое означало традиционное учение, в рамках которого проповедник постоянно обращался к мнению авторитетных учителей или же к Священному Писанию. Иными словами, проповедник не вносил ничего нового, он лишь пересказывал мысли, которые были высказаны ранее. Собственно, абсолютное большинство современных нам христианских проповедей имеют точно такую же структуру: мы постоянно цитируем авторитетных учителей Церкви, а если этого и не делаем, то всегда держим в памяти учение святых и стараемся не удаляться далеко от их слов. В этом нет ничего плохого, напротив, такой подход позволяет не уклоняться в различные ереси и сохраняет целостность Церкви.

Но есть другой тип проповеди. Тот, который здесь назван «словом со властью». Так учили пророки, они не ссылались ни на кого, кроме Бога. Христос же пошел еще дальше: Он не ссылался вообще ни на кого, ни на учителей, ни на Бога, Он говорил от Себя. Именно это поражало. Такой подход вызовет немало удивления и сегодня, в том случае, если какой-то церковный проповедник будет говорить, ссылаясь исключительно на собственное прочтение Священного Писания, и не станет учитывать сложившуюся традицию толкования этих текстов. Наше сегодняшнее удивление будет граничить с возмущением, и вполне справедливо: вряд ли такой проповедник сможет подтвердить свои полномочия так, как подтвердил их Христос. Господь в Капернаумской синагоге в буквальном смысле не дал слушающим опомниться и от удивления перейти к возмущению: Он здесь же доказал Свое право не ссылаться ни на кого, а говорить «со властью» — Своим словом Он исцелил одержимого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!