Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Заповеди блаженств в изложении апостола и евангелиста Луки существенным образом отличаются от таковых заповедей в Евангелии от Матфея. Дело здесь не только в разном количестве заповедей, но в том, что у Луки обетование блаженства дополнены возвещением горя. В этом легко убедиться, если не останавливаться на прозвучавшем отрывке, а прочитать слова Евангелия дальше: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6:24–26).

Если смотреть на слова Евангелия буквально, то получается, что богатые, сытые, радостные — обречены, а путь христианина состоит из нищеты, голода, плача и агрессии со стороны общества. Но в буквальное прочтение невозможно уложить то, что делал Христос. Он не заставлял никого страдать, напротив, Он шел туда, где горе и Своим присутствием претворял горе в радость. Радость в самом прямом смысле. Он исцелял и воскрешал, Он кормил людей в пустыне и помогал ловить рыбу, то есть давал пищу до сытости, так, чтобы никто не остался голодным, более того, зафиксированные в Евангелии чудесные уловы рыбы были таковы, что рыбу после трапезы можно было продать и на вырученные деньги жить достаточно долго ни в чем себя не ограничивая. Получается, что к заповедям блаженств нельзя подходить буквально, ведь такой подход противоречит и духу, и смыслу, и фактическому содержанию Евангелия. Заповеди надо понимать иначе, а именно — как духовный ориентир, как возвещение того, что действительно должно иметь значение в жизни человека. Заповеди блаженств в этом смысле ничем не отличаются от двух первых заповедей закона Моисея: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и «Не сотвори себе кумира» (Исх 20:2-4). Своими заповедями Христос повторяет прекрасно известный из Ветхого Завета призыв Бога, который состоит в том, что сердце человека должно быть обращено к Всевышнему, а не к чему-то иному, потому что все прочее имеет в сравнении с Богом лишь относительную ценность. Но если человек прилепляется к этим относительным земным ценностям, то они становятся для него кумирами, идолами, богами с маленькой буквы. Сами по себе невинные вещи — деньги, радость, здоровье и обычное благополучие — когда их ставят на место Бога, когда они становятся идолами, превращаются в демонов, которые не дают войти человеку в Христово Царство. Своими словами Спаситель указывает на те ценностные установки, которое являются необходимыми для достижения цели христианской жизни. Христианин может быть как богат, так и беден, как голоден, так и сыт, он может быть болен, и может быть здоров, значение имеет не все это, а то, о чем христианин думает и к чему стремится, то, чем он руководствуется в принятии решений и чего он в первую очередь ищет.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!