Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В традиции иудаизма невозможно существование нескольких храмов. Храм может быть только один — в Иерусалиме. Именно там было возможно осуществление основного храмового религиозного служения — принесение жертв. Но иудеи в силу разного рода малоприятных исторических причин оказались рассеяны задолго до наступления христианской эпохи. Ко времени Рождества Христова сложилась устойчивая традиция: в субботы иудеи собирались в специально отведенных местах, которые до сих пор называются синагогами, молились, читали Священное Писание, толковали его и общались. Тогда, когда Христос вышел на общественное служение, для чтения Писания и для его толкования приглашался кто-нибудь из присутствующих мужчин старше 30 лет. Так Христос получил возможность проповедовать в синагогах. Он этой возможностью активно пользовался, только что мы услышали описание первого зафиксированного Его пребывания в синагоге. Безусловно, что Он бывал в них и раньше, бывал там ребенком и юношей, бывал уже взрослым человеком, Он читал в них Писание и проповедовал, но до нас в качестве первого описания служения Спасителя в синагоге дошел именно этот фрагмент Евангелия от Луки.

Господь прочитал прекрасно известный всем иудеям отрывок пророчества Исайи, нет ничего удивительного, что после прочтения «глаза всех в синагоге были устремлены на Него», ведь по традиции толкование прочитанного отрывка начинал тот, кто его озвучивал. Удивительное начинается дальше, оно заключено в словах Христа: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Некоторые русские исследователи Евангелия обращают внимание, что эта фраза не вполне удачно переведена с греческого и ее следует понимать как «через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения: пленных, слепых, измученных, глухих, всех». А свидетели этого освобождения — все присутствующие в синагоге. Такое понимание евангельских слов — «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» — объясняет дальнейшие слова евангелиста: «все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его».

Там, где принимается спасительное Слово Спасителя в Его Евангелии, в Его Вести, наступает эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества. Евангелист Лука придает очень большое значение этой всегда современной, справедливой и сегодня действенности Слова Божиего. Это очень важный момент: Слово Христово действует только там, где его принимают, оно не имеет довлеющего и порабощающего человеческую волю характера. По этой причине для человека, внешнего по отношению к Евангелию, или же для человека, который знает текст Евангелия, но не принимает его как истину и руководство к жизни, с Пришествием Христа ничего не изменилось, тогда как христиане в самих себе и в окружающем мире видят те изменения, о которых пророчествовал Исайя.

На уровне логике здесь есть противоречие: кажется, что изменения, принесенные Христом, слишком глобальны, чтобы быть субъективными. Кажется, что исцеление сокрушенных сердцем, освобождение пленных, прозрение слепых, освобождение измученных — либо есть, либо нет. Это справедливо для физического мира, но Христос говорит о другом измерении, том, в котором физическая реальность теряет свою сковывающую и всё определяющую силу. Ближайшим аналогом здесь можно считать любовь: любящий живет в совершенно ином мире, чем тот, кто не любит. Люди ходят по одним и тем же улицам, заходят в одни и те же магазины и кафе, стоят в одних и тех же пробках, но при этом они находятся в разных реальностях. Так и здесь: принятие слов Христа и жизнь в соответствие с Его словами меняют субъективную реальность. Здесь может показаться, что речь идет о каком-то искусственном бегстве из мира, полного неурядиц и скорбей. Но можем ли мы сказать, что реальность любящего человека — это реальность неполноценная, что такой человек живет иллюзиями? Пожалуй, любой нравственно здоровый человек, у которого есть опыт любви — к мужу или жене, к детям и к родителям, к друзьям — скажет, что истинна именно эта реальность — реальность любви. Точно также и любой верующий во Христа скажет, что истинна та реальность, в которой есть победивший смерть Бог, не только скажет, но и будет готов засвидетельствовать свои слова всей своей жизнью.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!