Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38; Глава 4, стихи 1. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1

Лк., 11 зач., III, 23 — IV, 1 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Перед перечислением предков Господа Иисуса Христа апостол и евангелист Лука делает две важных оговорки: он пишет, что Иисус «был лет тридцати», тем самым евангелист указывает на то, что к моменту выхода на общественное служение Христос достиг того возраста, с которого человека мог становиться учителем с точки зрения иудейской традиции. В самом этом факте содержится еще одно указание на необычайное смирение Христа и Его снисхождение к установкам израильского общества. Здесь стоит сделать некоторое отступление. Церковь Христова в полной мере переняла эту традицию: минимальный канонический возраст для принятия священства — все те же 30 лет. По ряду исторических и практических причин это церковное правило соблюдается далеко не всегда, но оно существует и о нем стоит помнить.

Далее апостол Лука делает еще одно предваряющее родословие замечание, он пишет: «и был, как думали Сын Иосифов...». То есть здесь мы видим указание на то, что Иисус не был физическим Сыном Иосифа Обручника.

После этих замечаний начинается собственно родословие. Всего в Евангелиях содержится два Христовых родословия — в Евангелии от Матфея, и здесь — в Евангелии от Луки. Даже на самый поверхностный взгляд видно, что родословия существенным образом отличаются друг от друга. Существует немало попыток их примирить и согласовать друг с другом. Но все эти попытки легко подвергнуть критике, совершенно убедительными они являются, пожалуй, только для их авторов. Различия в родословиях проистекают из двух факторов: из особенностей первоначальных адресатов Евангелий и из тех идей, которые хотели донести евангелисты. Апостолу Матфею было важно показать, что Иисус из Назарета есть обетованный избранному народу Мессия, что Он происходит из царского рода Давида, ведь адресаты Евангелия от Матфея — иудеи, апостол ориентировался на них. У апостола Луки иная цель и иные адресаты, поэтому он избирает несколько иные «опорные точки», то есть в его перечне мы видим иных предков Христа, не таких, каких можно найти в родословии Евангелия от Матфея. Особенно же важно то, что Матфей ведет родословие от Авраама, а Лука приводит его к Адаму. Через это апостол Лука выражает свою богословскую идею: Иисус из Назарета не только Мессия для евреев, Он — Сын Адама, точно также, как и любой другой человек с библейской точки зрения, — потомок Адама. Получается, что Христос соприроден всем нам, каждому человеку. При всех особенностях Его зачатия и рождения Он связан со всем человечеством от самой истории творения, а потому Его миссия распространяется не только на евреев, но и на любого другого человека, вне зависимости от национальности, расы или же от чего бы то ни было еще.

Уже здесь — в самом начале Евангелия от Луки — его автор подчеркивает основную тенденцию своего Евангелия, которая состоит во всеобщности и универсальности Благой вести, поэтому в родословии Спасителя Лука устранил национальные и расовые границы по отношению ко всем предкам Христа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!