Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие обладает двумя взаимоисключающими свойствами: оно избыточно, и оно же недостаточно. О том, что Евангелие не полно, написал апостол Иоанн Богослов: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Нам, конечно, хотелось бы знать больше. По этой причине в Древней Церкви бытовали различные апокрифические, то есть недостоверные, рассказы о жизни, чудесах и словах Господа Иисуса Христа. Мы, например, очень мало знаем о детстве Спасителя, о Его юношеских годах, почти ничего не знаем о бытовых подробностях Его жизни. Вместе с этим, мы понимаем, почему апостолы не были многословны: сам процесс написания книг в ту эпоху был очень дорогим, и потому новозаветным авторам приходилось тщательно отбирать материал, который войдет в Евангелия, они, говоря современным языком, вынуждены были минимизировать издержки.

Апостолы справились с задачей, с помощью довольно кратких текстов они сумели передать самое главное, то, что необходимо знать для достижения блаженной вечности со Христом. И в этом смысле Евангелие избыточно. Услышанный нами отрывок прекрасно подтверждает эту мысль: все книги Ветхого Завета, их общий смысл и направление мысли Господь Иисус Христос сумел здесь выразить буквально в одном предложении, Он сказал, что суть всего закона и всех пророческих книг состоит в заповеди о любви к Богу и в равной ей заповеди о любви к ближним. Всё прочее — либо следствия этих двух заповедей, либо комментарии к ним.

Но, как все мы прекрасно знаем из опыта, самое простое далеко не всегда означает самое очевидное. Так и с перечисленными Христом заповедями: они просты, но не очевидны, по этой причине нам свойственно забывать, что все другие заповеди являются вторичными по отношению к двум важнейшим. Отвечая на вопрос законника, Христос оставался в рамках заданной вопрошающим парадигмы, то есть в рамках десяти заповедей Ветхого Завета. Существует бесконечное множество попыток объяснить, почему важна та или иная заповедь. К примеру, почему ни в коем случае нельзя убивать или же прелюбодействовать. Но все эти попытки содержат в себе внутреннее несовершенство, они апеллируют к возможным негативным последствиям, тогда как ответ лежит совсем в иной плоскости: делать все перечисленное нельзя не потому, что последует наказание, а потому, что так повелел Бог. Если мы исполняем первую заповедь — заповедь о любви к Богу, — то нам этого объяснения будет достаточно: любящий прислушивается к словам любимого и старается им следовать, это, как мы все знаем, одно из самых очевидных проявлений любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!