Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 1-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 1-20

01 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

02 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

03 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

04 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

05 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

06 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

07 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

08 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

09 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Когда есть кто-то, с кем можно поделиться всем, — это и есть счастье». Эти слова принадлежат очень известному в наши дни японскому писателю и художнику Исуне Хасэкуре. Хасэкура не единственный литератор в истории, решивший поразмышлять над природой счастья. Но один из немногих, кто отразил именно христианский подход (хотя сам христианином не является). Забегая вперед, хочется отметить, что именно в открытости и щедрости видит Православная Церковь залог истинного счастья, а не в накоплении и исключительно личном приобретении.

Если провести небольшое исследование и попробовать найти в библейском тексте упоминание счастья, то обнаружится интересная вещь. Такое слово присутствует исключительно в ветхозаветных книгах. В произведениях новозаветных вы такого понятия, как счастье, не встретите. Зато много будет говориться о радости. Попробуем разобраться — в чем причина.

Если посмотреть в разные словари, выяснится, что слово счастье произошло от выражения «с частью». Иными словами — я отделяю часть от общего блага и делаю эту часть своей. Именно так мыслили жизненное счастье ветхозаветные авторы. Оно заключалось в приобретении земель, скота — в целом материального благополучия, которое именно моё, а не чьё-то.

Новозаветное понимание счастья принципиально иное. Оно всячески противится тому, чтобы человек отгораживался от окружающих высоким забором и трепетно охранял накопленные блага, как какой-нибудь гоголевский Плюшкин. Библейская книга Деяний сообщает нам, что древние христиане с радостью делились друг с другом имуществом и в искреннем милосердии видели смысл жизни.

Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, как пришедший в мир Сын Божий сталкивается с одним из самых главных стереотипов ветхозаветного мира. Господь Иисус прибывает в заиорданские земли и здесь встречает евреев, живущих в языческом окружении и поддавшихся его влиянию. Местные иудеи начали разводить свиней, употреблять свинину в пищу, что было запрещено законом Моисея. Но данное обстоятельство, как кажется, не слишком волновало заиорданских жителей. Мирское счастье, выражавшееся в материальном благополучии, было для них важнее. И они всячески оберегали свой достаток от любых посягательств.

Но вот приходит Христос и рушит всё. С разрешения Спасителя в свиное стало вселяются злые духи. Обезумевшие животные устремляются к обрыву и тонут. Случившееся ужасает местных жителей, а затем приводит их в негодование. Заиорданские иудеи просят Спасителя покинуть их земли. Евангельская весть, возвещающая радость спасения, перед лицом мирского счастья оказалась этим людям не нужна.

Сегодняшнее Евангелие служит иллюстрацией для знаменитых слов Спасителя — «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Люди склонны к самообману. И подчас нам кажется, что мы свободны от греховных привязанностей, достигли свободы от мира. Но, упаси Господь, если кто-то ненароком обрызгает нашу любимую куртку или поцарапает машину. Тогда сразу станет понятно, что является для нас сокровищем и где, соответственно, находится наше сердце. Это, конечно, не означает, что не нужно бережно относиться к вещам.

Главное уяснить следующее. Никакое мирское счастье не должно быть преградой для любви к Богу и ближнему. Если мы действительно хотим обрести истинную радость бытия, мы не должны замыкаться на себе любимых, трястись над тленным богатством, не подпуская к нему даже Бога. Вместо этого будем милосердны и щедры, чтобы никакое временное счастье мира сего не помешало нам войти в Царство Небесное.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!